прот. Александр Мень

Источник

Зе́млер

Зе́млер (Semler) Иоганн Соломон (1725–1791), немецкий протестантский историк Церкви, один из основоположников *критики библейской. Родился в семье лютеранского клирика. В молодости испытал влияние пиетизма, которое постепенно вытеснил «просветительский» рационализм. Высшее образование Землер получил в Галльском университете, где впоследствии был профессором.

Религиозный кризис и поиски внутреннего озарения привели Землера к мысли, что личное благочестие не может быть выражено в общепринятых формах церковного *Предания. Это определило подход Землера к истории Церкви как к длительному конфликту между личной свободой веры и официальной церковностью. Сама идея Предания, как отмечает еп.*Михаил (Лузин), вызывала у Землера настоящее отвращение. «Христианство, – писал Землер, – по своему существу есть доведенное Христом до сознания человечества право индивидуума, право каждого иметь свою собственную частную религию в противовес всему, что выдает себя за религию господствующую, обязательную». Предвосхищая *Гарнака и всю либеральную школу богословия, Землер рассматривал догматы в свете эволюции, подчиненной естественным законам. Отсюда и взгляд его на *канон Священного Писания. В книге «Рассуждение о свободном исследовании канона» («Abhandlung von freier Untersuchung des Canon», Th.1–4, Halle, 1771–1775) он оценивал процесс формирования канона с исключительно исторической точки зрения. Фактически Землер отсекал божественное от человеческого в становлении Библии как единого целого. Кроме того, он преувеличивал контраст между Ветхим и Новым Заветом, считая первый во всех отношениях устаревшим.

Землер сводил христианство к морали и личному благочестию и утверждал, что боговдохновенным в Библии является только то, что не выходит за эти рамки (чем объясняется любовь Землера к *аккомодическому толкованию). Что касается *противоречий в Библии, то Землер признавал их возможность только в сфере исторической «формы» Писания, но отрицал их в самом духовном его содержании (т.е. в той сущности Писания, которую признавал боговдохновенной). Если же и в этой области отмечаются противоречия, то, по словам Землера, «надо смиренно сознать слабость своих сил в понимании Писания, прибегнуть к школе веры и послушания, довольствуясь тем, что либо оба противоречивых места одинаково истинны, либо одно, и тогда видеть во втором искажение подлинного библейского текста».

Землер находил возможным сохранять традиционные догматические формулы, но лишь при условии, чтобы каждый вкладывал в них свое содержание. Двойственность и шаткость позиций Землера обнаружились в связи с выходом антихристтанских «Фрагментов» *Реймаруса, которые издал *Лессинг. Землер больше возмущался фактом их опубликования, чем самим содержанием (хотя не разделял идей Реймаруса). Рассудочные типы философии и богословия, царившие на Западе в 18 в., способствовали широкой популярности Землера , но к концу его жизни она резко упала, особенно в связи с подозрительным отношением к нему прусского правительства. В эти последние годы сам Землер, сознавая ущербность сухого рационализма, пытался найти опору в оккультизме, теософии и алхимии.

При всем том труды Землера имели и положительное значение для экзегетики. Он одним из первых ввел в нее общие принципы *герменевтики, которые были выработаны классической филологией. Землер показал, какое важное значение для экзегезы имеет научно-филологический анализ текста Писания. Тем самым он положил начало целой школе библейских исследований.

*Лебедев А.П., Церковная историография, М.,1898; *Муретов М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой «Жизни Иисуса», Серг.Пос., 1894; Робертсон Д., Герцог И., История христианской Церкви, СПб., 1891, т.2; Genthe, 1977, S.65–74; Hoffmann H., Die Theologie Semlers, Lpz., 1905; RGG, Bd.5, S.1696–1697; Schafer P., J. S. Semler, in: Klassiker der Theologie, Münch., 1983, Bd.2, S.39–52.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle