прот. Александр Мень

Источник

Ефре́м Си́рин

Ефре́м Си́рин (’Εφραίμ ό Σύρος), Афрем, преподобный (около 306–373), сирийский подвижник, отец Церкви, экзегет, гимнотворец. В эпоху расцвета святоотеческой письменности едва ли кто-либо, кроме блж.*Иеронима, смог написать столько экзегетических трудов, как прп. Ефрем Сирин. Они и поныне остаются высоким образцом духовного созерцания и являются источником ценнейших сведений по историческому толкованию Библии.

Сирия, родина Ефрема Сирина, хотя и была окраиной античного мира, но, подобно Александрии, испытала на себе влияние различных культурных традиций. С одной стороны, там сохранялись культурные традиции древней Сирии и Месопотамии, а с другой, получили распространение античная. философия и литература. Сирийский язык – ветвь *арамейского языка – на Востоке играл роль, аналогичную *койне. В Сирии возникли первые христианские государства (например, Осроена с центром в Эдессе, цари которой приняли новую веру около 150). Сирия дала миру апологета *Татиана, проповедника *Афраата, философа Мару бар Серапиона (см. статью *Нехристианские свидетельства о Христе). На сирийской почве возникли оригинальные гностические учения Вардесана (Бар Дайсана), *мандеев и, наконец, знаменитая *эдесская школа экзегезы. В эпоху Ефрема Сирина часть Сирии была захвачена царями Сасанидского Ирана, которые преследовали христианскую религию, что не остановило развития церковной культуры сирийцев. Однако христианство в Сирии не восприняло основного догмата IV Вселенского собора и существовало уже в монофизитской и несторианской формах.

О жизни Ефрема Сирина сохранилось много сказаний, в которых, как отмечает прот. Г.Флоровский, «нелегко разделить историю и легенду». Преподобный родился в Нисибисе (ныне Нусайбин на территории современной Турции) и с детства получил христианское воспитание. От родителей он слышал рассказы о пострадавших за Христа, в т.ч. и о родственниках. Еще в юности Ефрем Сирин решил посвятить себя Богу. Это намерение особенно укрепилось в нем после знакомства с аскетически настроенным нисибисским епископом Иаковом, который рукоположил его в диаконы и, по некоторым сведениям, взял с собой на Никейский собор. Вместе с еп. Иаковом Ефрем Сирин пережил осаду Нисибиса иранским царем Шапуром II, а после смерти Иакова и захвата города персами (363) переселился в Эдессу (365). Там он продолжал подвижническую жизнь, изучал философию и богословие и стал фактически основателем школы, где изъяснялось Священное Писание. Чтобы противостоять распространению гностицизма, Ефрем Сирин по образцу творений гностика Вардесана слагал молитвы, песнопения и гимны, которые имели большую популярность и пережили века. Его богословские поэмы (арам. מדרשא, мадраша́, ср. *мидраш) и гомилии (арам. מימרא, мемра́ – слово), как и молитвы, были проникнуты живым чувством и личными интонациями. «Его нежная лирика, грозные образы зла, трагические конфликты, сладкогласные хвалы вызывали живые эмоции, рождали новые идеи и мысли, развивая и обогащая сознание» (Н.В.Пигулевская). Постепенно слава «мар Афрема, пророка сирийцев», распространилась по всему Востоку. В его школу стекались многочисленные ученики. Преподобный был с почетом принят в Кесарии свт. *Василием Великим. До конца дней Ефрем Сирин оставался диаконом, жил в добровольной бедности и завещал похоронить себя как нищего странника. Память его Православная Церковь празднует 28 января.

Экзегетические труды Ефрема Сирина являются лишь частью обширного литературного наследия подвижника (составлявшего, по свидетельству Созомена, около 3 млн. строк). Ефрему Сирину принадлежат комментарии ко всему Священному Писанию. Однако на сирийском языке, на котором он писал, сохранились только толкования на Книгу Бытия и Книгу Исхода (до Ис.32:26). Отрывки других ветхозаветных комментариев содержатся в *катенах Севира. В армянском переводе уцелели толкования Ефрема Сирина на послания апостола Павла и на Диатессарон Татиана (SC, t.121, 1966). Хотя Ефрем Сирин, по-видимому, был знаком с греческим языком, писал он на сирийском и ориентировался на *Пешитту. Его книги были еще при жизни переведены на греческий язык и получили распространение во многих странах. Высоким авторитетом пользовались они и в Древней Руси.

Прп. Ефрем Сирин был последовательным сторонником *антиохийской школы экзегезы, однако не отрицал, что в Библии можно найти и иносказания. Это привело его к идее полисемантичности Писания, которое следует, по его мнению, понимать неоднозначно. Один смысл он называл «близким», другой – «буквальным», третий – «духовным» (иносказательным) и, наконец, признавал существование «высшего», наиболее совершенного. Когда Ефрем Сирин толковал *Шестоднев, он решительно отвергал мысль, будто в библейском повествовании надо искать аллегории. Шестоднев ясно показывает, что творение совершалось не мгновенно (как думал *Климент Александрийский), а на протяжении определенного времени. В (Быт.1:1), по словам Ефрема Сирина, имеются в виду «действительно небо и земля, а не что-либо иное» (Толкование на Быт., I).

Ефрем Сирин считал, что из Библии следует вывод, что Богом непосредственно сотворены лишь природные стихии, а все прочее – растения, водные твари, обитатели суши – порождены стихиями по велению Божьему.

В полном согласии со свт. Василием Великим понимал Ефрем Сирин «образ» и «подобие» Творца в человеке. Они заключаются «в господстве, какое приял человек над землею и над всем, что на ней» (Толкование на Быт., I). Человек подобен Богу, «обладающему горними и дольними» (там же). Толкование «сада Эдемского» было у Ефрема Сирина буквальным. Поскольку, говорил он, истоки великих рек Месопотамии скрыты в горах, Эдем следует искать именно там.

«Для прп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить – прп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов как “единого тела истины”» (прот. Г.Флоровский). Художественный дар Ефрема Сирина позволял ему живо и наглядно излагать события, описанные в священных сказаниях Ветхого Завета. Так, рассказывая о заселении Ноева ковчега животными, он пишет: «В сей же самый день начали приходить с востока слоны, с юга обезьяны и павлины, другие же животные собирались с запада, иные же спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры шли из пустынь своих, животные, водящиеся на горах, собирались с гор. Современники Ноевы стекались на такое новое зрелище, но не для покаяния, а чтобы насладиться» (Толкование на Быт., VII).

Глубина экзегетических трудов Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Знал он и труды иудейских толковников. «С некоторыми он иногда соглашается, а иногда отвергает их» (А. Соколов). Так, объясняя (Втор.26:14), Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников – уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор., XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт.15:9–11), Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственном опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, – пишет он, – надобно искать в обычаях халдеев <...>. У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в (1Цар.7:6) Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко он указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у Ефрема Сирина, отличался от *масоретского текста.

Opera selecta, ed. J.J.Overbeck, Oxonii, 1865; в рус. пер.: Творения, ч.1–8, М., 1848–1895, репр., М., 1993–1995.

*Аверинцев С.С., Поэтика ранневизантийской литературы, М.,1977; Вильскер Л.Х.,

Сирийская литература, ИВЛ, т.2; [*Жданов А.] О толкованиях прп. Ефрема Сирина на Священное Писание Ветхого Завета, ПТО, ч.42, 1888; *Муретов М.Д., Труды св. Ефрема Сирина по толкованию Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Серг. Пос.,1895; Пигулевская Н.В., Культура сирийцев в средние века, М.,1979; Соколов А.К., Жизнь св. Ефрема Сирина, характер его сочинений и черты его учения, ПТО, ч.7, 1848; его же, Некоторые черты из учения св. Ефрема Сирина, ПТО, ч.8, 1849; прот. Флоровский Г.В., Византийские отцы IV в., Париж, 1931; Enc.Kat., t.4, s.681–684 (там же приведена библиография на иностранных языках).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle