прот. Александр Мень

Источник

Ельчани́нов

Ельчани́нов Александр Викторович, священник (1881–1934), русский православный церковный писатель. Родился в г. Николаеве. Еще в детстве началась его дружба с П.А.Флоренским, впоследствии известным богословом и ученым. Ельчанинов окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, учился в Московской Духовной академии (занятия были прерваны из-за призыва в армию). В 1905 Ельчанинов состоял первым секретарем религиозно-философского общества им. Вл.*Соловьева в С.-Петербурге. В 1910 активно занялся педагогической деятельностью. По словам близко знавшего его *Булгакова, Ельчанинов был не только «педагогом по призванию», но и «пастырем ранее своего пастырства». На Высших женских курсах Ельчанинов читал лекции по истории религии и по истории русской религиозной мысли. В 20-х гг. Ельчанинов с семьей поселился в Ницце, где и был рукоположен (1926). Как священник Ельчанинов «представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо он воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания» (прот. С.Булгаков).

Познание Слова Божьего было для Ельчанинова не теоретической дисциплиной, а неотъемлемой частью духовной жизни. В своей самой известной, изданной посмертно книге «Записи» (4-е изд., Париж, 1978) он писал: «В нашем восприятии Слова Божия различимы следующие моменты... слышание его, разумение, принятие сердцем и, наконец, употребление его в жизни. Проверьте себя – в какой из этих стадий вы находитесь. Всегда ли вы хоть просто слышите его или часто ли берете в руки, чтобы прочесть? Слыша, читая, даете ли себе труд вникнуть и понять его? Доходит ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их? Если да, то есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мертвой точки успокоенности обычной нашей жизнью? Проверьте себя – и медленно и упорно начните свой подъем по этим ступеням».

При этом Ельчанинов считал, что такой подход к Писанию не исключает его научного познания. В этом он следовал по пути, указанному первыми представителями *русской библейско-исторической школы. Свои исагогические взгляды Ельчанинов изложил в книге «История религии», которую подготовил совместно с П.Флоренским и С.Булгаковым (М., 1909). В ней, в частности, он кратко излагает основы *новой исагогики и приводит аргументы в пользу того, что *Пятикнижие в своем окончательном виде, хотя и восходит к Моисею, является «обработкой многих документов».

В числе источников Пятикнижия Ельчанинов указывает повествования Яхвиста, Элохиста и других (см. статью *Четырех источников Пятикнижия теория). Признавая эти источники Пятикнижия, Ельчанинов тем не менее не соглашается с историко-эволюционной концепцией школы *Велльхаузена. «Мы получаем право рассматривать еврейскую религию генетически, – пишет Ельчанинов, – но задача все же остается очень трудной. Трудность построения исторического развития еврейской религии состоит в следующем: с одной стороны, мы не можем буквально и без критики принимать все то, что говорится о начальной религии евреев в Пятикнижии... но, с другой стороны, у нас совершенно нет твердых и безошибочных оснований отвергать то или иное свидетельство как древнее и переносить его в позднейшие времена. Библия, например, рассказывает о еврейской религии как имеющей универсальный характер с первого же шага (обещание Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные»). Критика не считает это возможным: и единственным основанием против приводит то соображение, что это было бы неестественно, необычайно, непохоже на развитие других религий».

В противовес этому взгляду Ельчанинов показывает, что развитие библейской религии действительно имело исключит. своеобразие, благодаря чему именно из иудейства и «вышло христианство». Следуя Вл.Соловьеву, Ельчанинов отмечает три черты, которые отличали ветхозаветную религию. В противоположность пантеистическим божествам Индии и Греции, Бог Ветхого Завета – «живая, постоянно действующая на мир Личность». В свою очередь, и народ, избранный Им, «действует как свободная личность. Он определяет себя, как хочет, он свободен выбрать себе Бога или отвергнуть Его». И, наконец, в отличие от одностороннего спиритуализма внебиблейских религий в ветхозаветной религии заключена вера в ценность земного мира как места, где проявляет Себя Господь. Эта идея «святой телесности» определила и позитивное отношение к вопросам социальной справедливости, и благоговейное отношение к плоти, которая призвана быть чистым сосудом, уготованным для Бога.

В вопросах новозаветной исагогики Ельчанинов стоял на позициях *двух источников теории. «Марк, – пишет он, – был источником для последующих евангелистов. Но у Луки и Матфея оказывается буквальное совпадение и в таких рассказах, которых нет у Марка. Это заставляет предположить, что до Матфея и Луки существовал сборник изречений Христа, которым и пользовались Лука и Матфей при составлении своих рассказов... Все три синоптика по времени своего появления относятся ко второй половине I века: в 60-х годах был написан Марк, в 70-х – Матфей и 80-х – Лука». Ельчанинов не считал доказанным неисторичность 4-го Евангелия и, видимо, склонялся к мысли, что оно было «написано хотя и не апостолом Иоанном, но по его рассказам».

Рассматривая учение о Царстве Божьем как центральное в Новом Завете, Ельчанинов писал: «Спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том, что спасается каждая тварь... Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений называется в Евангелии Царствием Божиим, или Царством Небесным. Учение о нем, изложенное в Евангелии, двойственно и вместе с тем едино. Во-первых, Царство понимается как внутреннее состояние преображенного человека – “Царство Божие внутрь вас есть”, оно достигается внутренними усилиями личности; а с другой стороны, оно есть нечто, лежащее вне человека, постепенно нарождающееся в мире путем органического процесса, преображающее мир, как закваска – тесто, независимо от индивидуальных человеческих усилий. Это кажущееся противоречие легко примиряется таким соображением. Царство Небесное, идеальный божественный мир, существует от века, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия».

Прот.*Булгаков С., О. Александр Ельчанинов, «Путь», 1934, № 45; Памяти о. Александра Ельчанинова, Париж, 1977. Подробной биографии и исследований, посвященных творчеству Ельчанинова, пока не существует.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle