Евре́ям Посла́ние
Евре́ям Посла́ние святого апостола Павла, последняя из тех книг новозаветного канона, авторство которых традиционно признается за апостолом Павлом. В тексте Евреям Послания, однако, автор не указывается. Послание состоит из 13 глав.
Канонический, боговдохновенный и апостольский характер Евреям Послания был признан в Церкви очень рано. Уже свт.*Климент Римский ссылается на него как на священную книгу (например, 1 Послание к Коринфянам, 36). Косвенные указания на Евреям Послание есть у св.*Иустина Философа (Диалог с Трифоном Иудеем, 118). *Климент Александрийский, по словам *Евсевия Кесарийского, приписывал его апостолу Павлу (Церковная история, VI, 14, 2). Папирусный кодекс 3 в. свидетельствует, что Евреям Послание помещалось в одном собрании с другими посланиями апостола, хотя имени Павла в заглавии рукописи нет.
Характер и композиция Евреям Послания. В конце Послания есть сообщения личного характера и приветы братьям, но по стилю своему оно не является посланием или письмом в строгом смысле слова. Это богословское размышление, проповедь, трактат. Сам автор называет его «словом увещания» (Евр.13:22; ср. Деян.13:15, где сходным образом названа проповедь, произнесенная апостолом Павлом в антиохийской синагоге). В Евреям Послании мысль автора-проповедника, в отличие от других Павловых посланий течет спокойно, торжественно; он обнаруживает знакомство с методами толкования, присущими *александрийской школе. С ней же связывает автора любовь к аллегориям. По содержанию Евреям Послание можно разделить на пять тем и заключение: 1) Явление в мир Сына Божьего (Евр.1–2); 2) Христос – Посредник между Богом и людьми (Евр.3:1–4:13); 3) Христос-Первосвященник. Древние жертвы заменяются Жертвой Христовой (Евр.4:14–10:18); 4)Похвала вере и терпению (Евр.10:19–12:29); 5) Жизнь нового народа Божьего (Евр.12:1– 13:21); 6) Заключение (Евр.13:22–25).
Автор, датировка и адресат Евреям Послания. По духу и содержанию учения Послание, несомненно, Павлово, тем не менее ряд черт ставит его особняком среди посланий апостола. Павел всегда называет себя по имени, предваряя письма личными вступлениями. В Евреям Послании этого нет, автор сразу начинает излагать свою мысль. Язык и стиль Послания резко отличаются от свойственных Павлу. Автор, по-видимому, относит себя к поколению, которое получило веру Христову от апостолов (Евр.2:3). Он гораздо больше проникнут эллинистической мыслью, чем апостол Павел. На Евреям Послании нет того яркого отпечатка личных переживаний, который лежит на 13 посланиях Павла. Библейское понятие веры как абсолютного доверия Богу и Христу – центральное в учении апостола – дополняется греческим толкованием веры как «уверенности в невидимом» (Евр.11:1). В Послании большое внимание уделяется богослужебной символике Ветхого Завета и иудейскому священству как прообразам искупительного деяния Христа.
Некоторые раннехристианские учители считали, что Евреям Послание написано апостолом Павлом по-еврейски, затем переведено на греческий язык ев. Лукой или свт. Климентом Римским (мнение Климента Александрийского, сообщенное Евсевием Кесарийским: Церковная история, VI, 14, 2), *Тертуллиан приписывал Евреям Послание апостолу Варнаве. *Ориген склонялся в пользу авторства апостола Павла, однако, по его словам, «ведомо только Богу», кто написал Евреям Послание (Евсевий Кесарийский. Церковная история, VI, 25, 14). Позднее *Лютер выдвинул гипотезу об апостоле Аполлосе как составителе Послания. В пользу этой гипотезы говорит то, что Аполлос был единственным близким к Павлу человеком, усвоившим иудейскую культуру Александрии. Согласно (Деян.18:24), Аполлос был «мужем красноречивым и сведущим в Писаниях»; именно таким представляется и автор Евреям Послания. Он близок не только к *Филону Александрийскому, но и к одной из ветвей *ессеев, обитавшей в Египте.
Гарнак пытался обосновать мысль, будто Евреям Послание написано сподвижниками апостола Павла Акилой и Прискиллой, но большинство современных экзегетов ограничиваются тем, что признают Послание произведением александрийца из круга апостола Павла. Православные толкователи (за исключением *Андреева) сохраняли убеждение, что Евреям Послание написано самим ап. Павлом (свт.*Феофан Говоров, Н.*Розанов, *Глубоковский). Еп.*Кассиан (Безобразов) предпочитает оставить вопрос открытым, поскольку, по его словам, «язык Послания, несомненно, не Павлов» и «приближается к совершенным образцам классической прозы». В любом случае Евреям Послание – это каноническая часть Писания, боговдохновенность которой в 5 в. была признана и на Востоке, и на Западе.
Не менее труден вопрос об адресате Послания и поводе, по которому оно написано. Н.Розанов считал, что апостол мог писать его для Иерусалимской церкви, которая осиротела после мученической смерти апостола Иакова (62). По словам же свт. Феофана, «лучше будет оставить сей вопрос без определенного решения, а сказать только: писано Послание к определенному обществу христианскому или к христианам определенной области». Из названия лишь явствует, что это были верующие еврейского происхождения. Существует гипотеза, что руководители общины принадлежали к иерусалимскому священническому сословию (указание на принятие христианства рядом представителей этого сословия можно увидеть в (Деян.6:7). Согласно альтернативной гипотезе, речь идет о представителях священнического сословия, ранее принадлежавших к секте ессеев. Последняя гипотеза основана на близости идей и фразеологии Евреям Послания к *кумранским текстам.
Богословие Евреям Послания в общих чертах сводится к следующему. Ветхозаветные жертвы имели целью очистить людей, приближая их к Богу. Но поскольку эти жертвы были только прообразами единой Жертвы Сына Божьего, они имеют преходящее значение. Христос стал истинным Первосвященником и одновременно Жертвой. Он соединил человека с Богом, принадлежа Сам к миру божественному и миру земному.
Послание поясняет тайну Крови *Нового Завета, описывая заключение Завета Синайского. Кровь жертвенных животных символизировала прочность Союза, ибо кровь считалась в Ветхом Завете жизненной силой, а над жизнью властен один Бог; поэтому очистительные обряды, через которые люди стремились обрести прощение, сопровождались кровавыми жертвами. Разрешая пролитие крови жертвы, обряд указывал на единение человека с Богом, Владыкой жизни. Обряд заключения Синайского Завета сопровождался словами, близкими к тем, что произнес Господь на Тайной Вечери (Исх.24:8, ср. Мф.26:28). Вечный Первосвященник претворяет древние обряды в таинство прощения грехов и соединения с Богом. Сила божественной Жертвы такова, что ей нет необходимости повторяться (как жертвам Ветхого Завета). Она – уникальное событие, совершившееся «к концу веков» (Евр.9:24–26), т. е. к тому моменту, когда род человеческий созрел для заключения Нового Завета.
Служение Христа совершается «по чину Мелхиседека» (Евр.5:6). Мелхиседек, древний ханаанский царь-священник (Быт.14:17–20), символизировал двойную власть – монарха и служителя Божьего. В иудейских представлениях *междузаветного периода он играл роль небесного посланника. Для Филона он – олицетворение Слова Божьего (Логоса); о почитании Мелхиседека свидетельствуют кумранские рукописи. По-видимому, люди, к которым обращено Послание, принимали мистическое толкование образа Мелхиседека и отождествляли его с Мессией. Применяясь к их воззрениям, апостол дает им понять, что Иисус был тем самым таинственным Царем-Священником, прихода Которого они ждали. Он учит, что для вхождения в полноту Нового Завета, установленного Христом, истинным Царем-Священником, люди должны укрепляться в вере, любви и терпении, как подобает новому избранному народу Господню.
Святоотеческие комментарии: см. в творениях прп.*Ефрема Сирина, свт.*Иоанна Златоуста, блж.*Феодорита Киррского.
• Баркли У., Толкование Послания к Евреям, пер. с англ., Вашингтон, 1984; свящ.*Воронцов Е.А., Идея о Премирном Первосвященнике в ее раскрытии у Филона Александрийского и в Послании к Евреям, ВиР, 1906, №11; его же, Псалом 8 и его цитация в Послании к Евреям, ХЧ, 1907, №5; его же, Вариант χάριτι θεού в Послании к Евреям: его происхождение и догматический смысл, ХЧ, 1907, №11; его же, Господь Иисус Христос и Моисей: (Послание к Евреям 3:1–16), ХЧ, 1908, №8/9; его же, Сын Божий по естеству и сыны Божьи по благодати: Послание к Евреям 2:12–13, ХЧ, 1908, №3; его же, Из сотериологии Послания к Евреям (2:11,14,16), БВ, 1910, №1; *Глубоковский Н.Н., Искупление и Искуситель по Евреям IIосланию, Пг., 1917; его же, Ходатай Нового Завета, В память столетия МДА, Серг. Пос., 1915; его же, Послание к Евреям и историческое предание о нем, «Годишник на Софийский университет», XIV, София, 1937; еп. *Кассиан (Безобразов), Христос и первое христианское поколение, Париж, 1950; Макконел Д.Ф., Послание к Евреям, 1960 (Ркп., МДА); еп.*Никанор (Каменский), Экзегетическо-критическое исследование Послания св. апостола Павла к Евреям, Каз., 1903; НЭС, т.17; ПБЭ, т.5, с.227–231; [*Розанов Н.П.] Послание к Евреям, ТБ, т.11; еп.*Феофан (Говоров), О Послании св. апостола Павла к Евреям, М., 1896; Casey J., Hebrews, Dublin, 1980; Dussaut L., Synopse structurelle de l’Epître aux Hébreux, P., 1981; Hughes P.E., A Commentary on the Epistle to the Hebrews, Grand Rapids (Mich.), 1977; Johnsson W.G., Hebrews, Atlanta, 1980. См. также: JBC, v. 2; NCCS, p.1220.