Допле́нный пери́од
Допле́нный пери́од Ветхозаветной истории, условное обозначение для периода, который охватывает время от Авраама, т.е. от начала ветхозаветной Церкви, до разрушения Иерусалима Навуходоносором. Некоторые библеисты считают началом периода эпоху Иисуса Навина, относя все предшествовавшие события к предыстории Израиля.
Допленный период распадается на пять эпох, которые отражают пять стадий религиозно-общественного становления ветхозаветной Церкви:
1) 1913 вв. до н.э., эпоха *патриархов – от Авраама до Моисея;
2) 13 в., эпоха Моисея;
3) 13–11 вв., период заселения Ханаана и эпоха судей;
4) 11–10 вв., эпоха ранней монархии и единой империи при Давиде и Соломоне (до разделения империи на два царства в 931);
5) 10–6 вв., эпоха *разделенных царств (до гибели Храма в 587/586). Последняя эпоха делится на два неравных по времени периода, гранью которым служит падение Самарии (722/721).
1. Исторические события Допленного периода. В патриархальную эпоху ветхозаветная Церковь представляла собой группу полукочевых кланов, обитавших в Сирии и Ханаане, которые временами поселялись на окраинах Египта. Последнее такое переселение привело к «рабству», когда фараоны стали использовать иноплеменников на строительных работах. В конце 13 в. израильтяне обретают свободу и под руководством Моисея уходят в глубь Синайского полуострова. Там, у священной горы, они получают Закон и некоторое время странствуют в окрестностях оазиса Кадеш (Кадес). На рубеже 13 и 12 вв. они уже образуют союз колен, народ, объединенный общей верой, и проникают (с боями и мирно) на территорию Ханаана.
В 12–11 вв. Израиль представляет собой *амфиктионию, которую время от времени возглавляют судьи (евр.שופטים, шофети́м), харизматические вожди. Разобщенность колен помогла соседним племенам и особенно пришедшим из Эгеиды филистимлянам держать их под своей властью. Восстание против филистимлян приводит к основанию монархии (ок. 1030), а затем, при Давиде, к созданию объединенной империи, которая включала и ряд окрестных земель (Моав, Аммон, Эдом, Сирию). Но уже при Соломоне эти владения одно за другим утрачиваются, а при его сыне Ровоаме империя распадается на Израиль (*Ефрем) и Иудею. Этим воспользовался фараон Шешонк I (Сусаким), который на время устанавливает свой контроль над Палестиной. При Омри (Амврии) (885–874) столицей Ефрема становится Самария. Цари Ефрема ведут борьбу с Дамаском и с Ассирией, которая с 9 в. начинает угрожать всему Ближнему Востоку. Но частые дворцовые перевороты (в Ефреме правили 5 династий) ослабляют Северное царство, и в 738 оно становится данником Ассирии. В 722/721 Салманассар V и Саргон II разрушают царство Ефрема и большую часть его населения депортируют на восток. Иудея, хотя и сохраняет династию Давида, уже не в силах противиться Ассирии и вынуждена платить ей дань. Однако ассирийцам не удается захватить Иерусалим. В 612 их собственная страна оказывается окончательно разгромленной мидийцами и халдеями. Иерусалимский царь Иосия возвращает Иудее независимость и в 20-х гг. 7 в. устанавливает свою власть над всей Палестиной. После его гибели (609) Иудея сначала вынуждена подчиниться Египту, а затем Халдейскому (Нововавилонскому) царству. Попытки восстания приводят сначала к депортации знати из Иерусалима (597), а затем к разрушению Иерусалима (587/ 586). С этого времени начинается *Плена период.
2. Религиозная жизнь Допленного периода меняла свой характер в соответствии с различными этапами ветхозаветной истории. В патриархальную эпоху Бог воспринимался как небесный Покровитель клана, заключивший с ним Завет и давший обетование о великом будущем (через Авраама и его потомков «благословятся все племена земные» – (Быт.12:3; 18:18; 22:18). Смысл этого пророчества, которое исполнилось во Христе, оставался до времени тайной. Основная заповедь религии патриархов выражена в словах Бога: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1). Знаком Завета являлся обряд обрезания, который был широко распространен на Востоке, но для Авраама стал символом посвященности «Богу Всемогущему» (Быт.17:9–14). Культ в эпоху патриархов носил еще черты первобытной простоты: благоговение перед Богом выражалось в жертвах, приносимых на импровизированных алтарях под открытым небом.
В годы пребывания под властью фараона, в «доме рабства», духовная жизнь израильтян приходит в упадок и становится наполовину языческой (Ис.Нав.24:14; ср. Иез.20:8; 23:3). Из этого состояния выводит израильтян посланный Богом пророк и вождь Моисей. У Синая заключается Завет, но уже не с одним представителем народа, а со всем Израилем, который призван чтить единого Бога и быть для Него «царством священников и народом святым» (Исх.19:6).
Основы Моисеевой религии, заключенные в *Декалоге и других заповедях, находят выражение в своего рода ветхозаветном «символе веры» (Втор.6:4–5): «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими». В Декалоге верность Богу ставится рядом с нравственными обязанностями по отношению к человеку. Поэтому Христос Спаситель назвал Моисеев завет «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18) второй заповедью, подобной первой (Мк.12:28–31; Мф.22:3440). Эти две заповеди наряду с относительно несложной системой ритуала (ср. Иер.7:21–22) составляют сущность Моисеева *этического монотеизма. Он характеризуется учением о Боге, превосходящем все тварное (отсюда запрет изображать Его), Боге святом, свободном от всякого несовершенства, Боге «человеколюбивом и милосердом, долготерпеливом и многомилостивом и истинном» (Исх 34:6), являющем Свои спасительные деяния в событиях истории, Боге, Который избавляет избранный Им народ для Своих целей, сокрытых в дали грядущего. Он пребывает с народом Божьим на его путях, являя Себя в огненных и облачных *теофаниях. Знак Его присутствия – это Ковчег Завета, как бы переносной престол Яхве.
Глубина Моисеева учения с трудом усваивалась непросвещенным народом. К тому же после вторжения в Ханаан религия Завета оказалась под угрозой воздействия различных финикийских культов. Став крестьянами, израильтяне легко склонялись к этим культам – плодородия, пола и т. п., хотя Яхве все же продолжал считаться верховным Богом. Библейская традиция, согласно которой все хананеи были изгнаны или истреблены в войнах, носит в значительной мере символический характер (см. статьи *Иисуса Навина Книга; *Судей Книга). Большинство местного населения осталось в Палестине, постепенно смешиваясь с израильтянами. Этим и объясняется соблазн *двоеверия в Допленный период.
Только *пророки начали борьбу за возрождение Моисеевой религии. Сначала они пытались оказать влияние на ход общественного развития (Самуил, Нафан, Ахия, Илия, Елисей и др.), но со временем целиком посвятили себя религиозным преобразованиям. С 8 в. они выступают в храмах и городах с проповедью, направленной против двоеверия, обрядового формализма, нравственных язв общества. Сущность *профетизма сконцентрирована в словах пророка Михея:
О, человек! сказано тебе, что – добро
и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо,
любить дела милосердия
и смиренномудренно ходить
пред Богом твоим.
(Мих.6:8)
Свое учение пророки излагают в речах, которые они записывают, а затем собирают в книги их ученики. Определенную роль, хотя и меньшую, чем пророки, играют в священники и мудрецы. Последние закладывают основы особого рода литературы, которая первоначально носит светский характер, а позднее становится религиозно-назидательной.
Что касается культа, то он сводится преимущественно к соблюдению праздничных и субботних дней и к жертвоприношениям. Алтари и храмы строились повсюду, но существовало несколько главных святилищ (в Сихеме, Силоме, Вефиле, а со времен Давида – в Иерусалиме). Жертвенные обряды символизировали присутствие Бога на народной трапезе (прообраз Трапезы Нового Завета). Совершать жертвоприношения могли все главы семейств, но предпочтение отдавалось потомственным служителям Левиина колена (ср. Суд 17–18). Множественность святилищ, часть которых находилась на местах, издревле чтимых язычниками, поддерживала двоеверие. Поэтому пророки все больше склонялись в пользу централизации культа. Осуществить ее удалось лишь после падения Самарии, причем поводом для реформы стала находка Книг Закона в Иерусалимском Храме (622) при царе Иосии. Отныне никто не имел права приносить жертву где-либо, кроме этого Храма.
3. Священная письменность Допленный период включает важнейшие части Ветхого Завета. Прежде всего к этому периоду относится создание *Пятикнижия (какова бы ни была история его возникновения). Впрочем, большинство библеистов считает, что некоторые разделы (традиция Э) и окончат. редакция *Торы относятся уже к эпохе Плена. К этой же эпохе следует отнести завершение корпуса *Исторических книг, хотя они создавались на протяжении всего периода, начавшегося в 12–11 вв. до н.э.
В Допленный период писали пророки Амос, Осия, Исайя, Михей (7 в.), Софония, Наум, Аввакум, Иеремия (7–6 вв.). Допленный период датируется большинство псалмов, часть Книги Притчей Соломоновых, а также первоначальные варианты Книги Руфи и Песни Песней (возможно, в устной форме).
• Валетон И., Израильтяне, в кн.: Иллюстрированная история религий, под ред. А.П.Шантепи де ла Сосей, СПб.,1899, т.1; *Лер М., История израильского народа, пер. с нем., М.,1902. См. труды: *Велльхаузена, *Даниеля-Ропса, *Де Во, Р.*Киттеля, *Лопухина, Н.*Никольского, «Нота, «Ренана, «Риччотти; а также статьи: *Богословие библейское; *Иисуса Навина Книга; *Пятикнижие; *Судей Книга; *Царств Книги, и статьи о пророках Допленного периода.