Додд
Додд (Dodd) Чарлз Гарольд (1884–1973), английский протестантский исследователь Нового Завета, богослов и экуменический деятель. Родился в Рексеме, образование получил в Оксфорде и Берлине, где изучал классическую филологию, богословие и эпиграфику. В 1912 Додд рукоположен и назначен пастором в конгрегационалистскую церковь Варвика. В 1915–1930 он преподавал Священное Писание в Оксфорде, в 1930–1935 – библейскую *экзегетику в Манчестерском университете, в 1936–1955 – профессор богословия в Кембридже. С 1950 Додд стал главным редактором перевода Новой Английской Библии (см. статью *Переводы Библии на новые европейские языки). Широкую известность приобрело его обращение к Всемирному Совету Церквей, в котором он изложил библейские основы общехристианского единения. Книги Додда переводились на многие европейские языки.
Большую роль в истории новозаветных исследований сыграли две работы Додда: «Притчи о Царстве» («The Parables of the Kingdom», L., 1935) и «История и Евангелие» («History and the Gospel», L.-N.Y., 1938). В них была обоснована теория *«осуществленной эсхатологии», согласно которой благовестие Господа о Царстве Божьем относилось не только к будущему, но прежде всего к моменту Его проповеди. Именно Его приход в мир и возвещение Им Евангелия открыли эру Суда. «Иисус провозглашает, что свершение, Царство Божье, уже пришло в историю, и Он принимает на Себя “эсхатологическую” роль “Сына Человеческого”. Абсолютное, “всецело иное” вступило во время и пространство. И поскольку Царство Божье явилось и явился Сын Человеческий, пришли также и Суд, и благословение... Отныне люди будут жить в новой эре, в которой Царство Божие и Его благодать и Суд явили себя». С приходом Христа люди уже живут в присутствии Бога, Судии и Спасителя. Что касается апокалиптических пророчеств Евангелия, то, по мнению Додда, они – просто традиционная форма, связанная с тогдашней эсхатологической литературой. Мысль о том, что Суд и Царство уже «здесь и теперь», Додд находит у *синоптиков, но еще более определенно она выражена в Евангелии от Иоанна. Поэтому ученый и обратился к исследованию Иоанновой традиции.
Свои выводы он обобщил в книге «Интерпретация Четвертого Евангелия» («The Interpretation of the Fourth Gospel», Camb., 1953). По словам епископа *Кассиана (Безобразова), это исследование Додда – «плод величайшего труда, огромного напряжения мысли и подлинной любви». Прежде всего Додд указывает на многоликость культуры, в условиях которой возникло и получило распространение Евангелие от Иоанна. Он подчеркивает, что евангелист обнаруживает глубокое знакомство с раввинистическим богословием, александрийским иудейством и зарождающимся гностицизмом (причем Додд подвергает уничтожающей критике гипотезу *Бультмана о мандейском происхождении доктрин 4-го Евангелия). Все указанные точки соприкосновения между Евангелием от Иоанна и религиозными течениями древности свидетельствуют, по словам Додда, о тех кругах, которым оно было адресовано, но основа Евангелия от Иоанна – вполне оригинальная и библейская. В частности, учение о Логосе только внешне напоминает античное. На самом деле корни его уходят в Ветхий Завет.
Большое внимание уделяет Додд «осуществленной эсхатологии», как она отразилась у Иоанна. Додд делит 4-е Евангелие на тематические части: Пролог (1), Книгу знамений (2–12), Книгу Страстей (13–20) и дополнительный эпилог (21). Это деление стало общепризнанным среди библеистов. Все Евангелие имеет целью возвестить жизнь со Христом, которая начинается «ныне», и в этом оно тождественно по духу с благовестием апостола Павла. Толкуя духовный смысл Евангелия от Иоанна, Додд признает его ценность и как исторического источника, который питается ранним преданием, независимым от синоптического.
Итогом научно-богословской деятельности Додда явилась его книга «Основатель христианства» («The Founder of Christianity», L., 1971; рус. пер.: М., 1993). Она выросла из лекций ученого, прочитанных еще в 1954. Книга написана четким классическим языком, но за простотой стиля кроется многолетний опыт исследований. Автор анализирует источники евангельской истории, особенности Личности и благовестия Иисуса и дает очерк Его земной жизни. В противовес деструктивной критике он избегает (подобно многим английским библеистам) шатких конструкций и рискованных гипотез. Он убедительно показывает, как за самыми ранними пластами евангельского текста проступает живая Личность Христа во всем ее неповторимом своеобразии.
Для Додда Христос и Церковь неразделимы. Само название книги уже является программным. Додд не согласен с теми богословами, которые полагают, будто Христос не основывал Церкви и она возникла спонтанно в «послепасхальный» период. По словам Додда, «Иисус не рассчитывал на реформированный иудаизм, хотя знал, что нужна определенная оболочка, в которую вольется вновь возникающая жизнь... Новая оболочка уже начинала обретать форму. Ученики Иисусовы не только были призваны собирать народ Божий, они сами стали его первыми членами, и на них стоит здание будущей Церкви». Их было 12, как праотцев Израиля, и они должны были стать зачинателями новозаветного Израиля, Церкви. Говоря о Тайной Вечере, Додд пишет: «Не может быть никаких сомнений в том, что имел в виду Иисус, когда предлагал Своим ученикам испить чашу Завета. Он фактически поставлял их “членами-основателями” нового народа Божьего».
♦ Список трудов Додда см.: The Background of the New Testament and Its Eschatology, in honour of C.H.Dodd, cd. by W.D.Davies and D.Daube, Camb., 1956.
• Еп.*Кассиан (Безобразов), Рец. на книгу: [Dodd C.H., The Interpretation of the Fourth Gospel, Camb., 1953], ПМ, вып. X, 1955; Потен Ж., Новые подходы к проблеме Иисуса из Назарета, «Логос», №8, 1972; Robinson J., C.H.Dodd, TTS, S.237–242; NCE, v.16, p.132.