Ди́дим
Ди́дим ( Δίδυμος) СЛЕПЕЦ (ок.313-ок.398), египетский богослов и экзегет. В детстве лишившись зрения, он, однако, сумел получить обширное образование и был назначен главой александрийской катехизической школы. Дидим во многом следовал за *Оригеном, которого ставил очень высоко, хотя и корректировал его взгляды в духе православия. У Дидима было много учеников среди иноков Египта, слушал его и блж.*Иероним. В период борьбы с арианством Дидим проявил себя как убежденный сторонник свт.*Афанасия Великого. Только после кончины Дидима некоторые его теологумены подверглись критике и были осуждены на V Вселенском соборе.
От экзегетических творений Дидима сохранились комментарии на Книгу Бытия (Didyme d’Alexandrie, Sur la Génèse. Texte inédit d’après un papyrus de Toura, Introd. et notes P.Nautin, L.Doutreleau, P., 1976–1978) и на Книгу Захарии (Didymus sur Zacharia. Texte inédit d’après un papirus de Toura. Introd., texte critique, trad. et notes de L.Doutreleau, P., 1962), остальное имеется лишь в виде фрагментов. Но есть свидетельства, что он написал толкование на все Священное Писание. Блж. Иероним руководствовался им в своих библейских трудах. Дидим, по словам прот. Г.Флоровского, «мыслил библейскими образами и оборотами. Его система есть прежде всего система библейских истин. Библия для него – Божественная и духовная книга, «Богом помазанная» книга. И потому Ветхий и Новый Завет различаются только как аспекты, только «в примышлении». Ветхий Завет есть временная скиния, тень истины, приготовление к Евангельской полноте. Говорившие в тенях, однако, не не ведали истины, которой они были символом, – в частности, это относится к Псалмопевцу, к пророку Исайе. Этим определяется метод Дидима, всегда аллегорический». Впрочем, он не пренебрегал и буквальным смыслом Писания и признавал необходимость критической работы над священном текстом.
♦ Migne. PG, t.39; Leipoldt J., Didymus der Blinde von Alexandria, Lpz., 1905; SC, t.83–85, 233–244; в рус. пер.: Перевод книги Дидима о Св. Духе, в кн.: Блж. Иероним Стридонский, Творения, К., 1879, ч. 5.
• Дмитриевский В.Н., Александрийская школа, Каз.,1884; архим.Киприан (Керн), Золотой век святоотеческой письменности, Париж, 1967; прот. Флоровский Г., Восточные Отцы IV в., Париж, 1931; Bardy G., Didyme l’Aveugle, P., 1910; Bienert W., «Allegoria» und «Anagoge» bei Didymos dem Blinden, B.-N.Y., 1972.