прот. Александр Мень

Источник

Диа́спора

Диа́спора (греч. διασπορά – рассеяние), пребывание части народа вне страны его происхождения. Применительно к Священному Писанию термин обозначает ветхозаветные общины, рассеянные в языческих землях (Иер.25:34; 2 Макк.1:27; Ин 7:35; Иак.1:1).

В отличие от поселений того или иного народа на завоеванной территории, Диаспора возникала в результате эмиграции, порой вынужденной, а порой добровольной. В библейские времена второй тип эмиграции был характерен для трех народов: финикийцев, греков и иудеев. Их страны занимали небольшую площадь и обладали скудными природными ресурсами; это побуждало людей эмигрировать, причем первыми эмигрантами чаще всего оказывались купцы. Финикийцы основывали свои торговые колонии по всему Средиземноморью, от Карфагена до Испании; греческие очаги, которые стали возникать около 7–6 вв. до н.э., были разбросаны от Атлантики и побережья Черного моря до Средней Азии и Индии; иудейская Диаспора шла в основном по путям, проложенным греками. Во всех трех случаях колонисты сохраняли свою религию и культуру.

В Ветхом Завете факт существования Диаспоры понимался как наказание и вразумление за грехи народа. При этом выражалась надежда, что после покаяния Бог соберет рассеянных (Иер.31:10). Действительно, начало иудейской Диаспоры не было добровольным: основу ее составили люди, которых Навуходоносор депортировал в Вавилон в 597 и 587/586 до н.э.; кроме того, часть иудеев бежала в Египет. Всего в эти годы Иудею покинуло около 50 тыс. человек. После эдикта Кира, разрешившего им вернуться на родину (538 до н.э.), многие остались в Вавилоне. Египетская Диаспора особенно возросла в эллинистический период. Самая большая колония иудеев находилась в Александрии. В эпоху господства Рима они расселились фактически по всем центрам империи, получив от правительства статус самоуправляемых общин. По мнению исследователей, к началу 1 в. н.э. численность Диаспоры значительно превышала численность жителей Палестины.

В религиозном и культурном плане Диаспора дала четыре важных результата:

1. Она способствовала распространению веры в Единого Бога среди язычников и создала различные формы прозелитизма.

2. Соприкасаясь с эллинской культурой, иудеи сделали первые попытки философского обоснования и осмысления библейской веры (*Филон Александрийский и *александрийская школа).

3. В Диаспоре Священное Писание впервые было переведено на греческий язык, который понимали во всем цивилизованном мире (*Септуагинта).

4. Общины рассеяния были первыми опорными пунктами для проповеди апостола Павла и других провозвестников Евангелия. Значительную часть новообращенных в 40–60-х составляли прозелиты.

В христианском богословии Диаспора рассматривается как прообраз Церкви Христовой, находящейся в рассеянии среди нехристианского мира.

Марголин М.М., Вавилон, Иерусалим, Александрия, Пб., 1923; Мелихов В.А., Иудеи в Римской истории по исследованиям Э.Ренана, Харьков, 1912; (Мибихов, псевд.) Хашки М.Я., История еврейского народа от вавилонского пленения до эпохи первых танаев, СПб.,1901; *Рыбинский В.П., Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и в начале новозаветной истории и прозелиты иудейства, К.,1898; Семенов И.И., Иудеи и греко-римский мир во втором веке христианской эры, «Ученые записки Московского университета» (отд. ист.-филологич.), т.4, М.,1905; *Струве В.В., Упоминание иудеев в ранней эллинистической литературе, «Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», Л.,1927, т.2, вып.2; Сувальский З.С., Римская империя и евреи, СПб.,1903; *Терновский С.А., Иудеи рассеяния и их религиозная пропаганда, ПС, 1881, № 2; The Jewish People in the First Century, еd. by S.Safrai and M. Stern, v.1–2, Assen, 1974–1976. См. также труды *Буткевича, О.*Хольцманна, *Поснова, *Ренана, *Шюрера и библиографию к статье *Второго Храма период.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle