прот. Александр Мень

Источник

Двоеве́рие

Двоеве́рие в Ветхом Завете. Форма религиозного *синкретизма, в соответствии с которой наряду с *Яхве израильтяне чтили других богов. Когда в Священном Писании говорится, что народ «оставил Господа» и «пошел вслед ваалам», почти всегда имеется в виду Двоеверие. Вспышками его отмечена вся допленная история начиная от времен Моисея, но даже в периоды наибольшего развития Двоеверия Яхве считался общенациональным (а потом и государственным) Богом. Двоеверие имело три основные причины.

1. Соприкосновение израильтян с развитой городской и земледельческой культурой Ханаана в период их перехода к оседлому образу жизни оказало на них большое влияние. Боги стихий и плодородия (Хадад и другие, именовавшиеся «ваалами», владыками) считались хозяевами земли. Непросвещенное сознание вчерашних кочевников легко заражалось этими крестьянскими культами (период Моисея, Иисуса Навина и Судей).

2. Немалую роль играло влияние соседних государств, в т.ч. Финикии. От них древние евреи заимствовали многие элементы цивилизации, тесно связанные с язычеством. Так, жена Ахава, Иезавель, дочь финикийского царя-жреца Этбаала (Ефваала), пыталась ввести в Самарии почитание Ваала-Мелькарта как вторую законную религию Израиля (эпоха пророков Илии и Елисея).

3. Подчас Двоеверие имело чисто политические причины. Царь Соломон, завязав торговые контакты с другими странами, разрешил строить в Иерусалиме языческие капища (к этому его побуждали и жены-язычницы). В тех случаях, когда Иудея подчинялась иноземному игу (время Ахаза и Манассии), цари вводили языческие обряды как знак вассальной зависимости.

Что касается почитания «тельцов» в Северном царстве, введенного Иеровоамом I (3Цар.12:25–33), то его нельзя целиком отождествлять с Двоеверием. Как убедительно показали *Эвальд, Ф.*Елеонский и др. библеисты, этот культ имел в виду не других богов, а Самого Яхве. Отступление заключалось лишь в форме культа, т. к. он, вопреки завету Моисееву, допускал символическое изображение Божества в виде тельца (распространенный на Востоке символ божественной мощи – см. обстоятельную монографию П. Красина «Государственный культ Израильского (десятиколенного) царства», К., 1904). Впрочем, по мнению *Олбрайта, телец изображал не Самого Бога, а служил как бы подножием для Его незримого присутствия (наподобие херувимов Ковчега). Это толкование Олбрайт обосновал аналогией с древневосточным религиозным искусством, для которого характерно изображение богов, стоящих на тельцах (или львах). Однако вполне вероятно, что изваяния тельцов стали восприниматься простым народом как изображения Бога. Отсюда осуждение пророками святилищ Вефиля, Дана и Самарии, где имелись эти изображения (Ам.4:4; Ос.10:5; 13:2).

Пророки всегда энергично боролись против Двоеверия. Иногда и цари проводили реформы для его искоренения (деятельность Иосафата, Езекии, Иосии). К концу допленного периода Двоеверие почти полностью исчезло. С его рецидивами мы сталкиваемся лишь дважды. О жителях, переселенных с востока в Самарию, сказано: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4Цар.17:33). В арамейских документах еврейского гарнизона, состоявшего на службе Египта (5 в. до н.э.), кроме Яхве упоминаются и другие боги (см. статью *Элефантинские папирусы).

В Евангелии символом Двоеверия становится «служение двум господам» (Мф.6:24). История народов, принявших христианство, также изобилует примерами Двоеверия, когда параллельно церковной вере существовал полузапретный культ языческих божеств (как второстепенных стихийных духов).

Гордон С., Ханаанейская мифология, в книге: Мифологии древнего мира, пер. с англ., М.,1977; Идолы и идолопоклонство в Библии, ЕЭ, т.8; К-ий [Казанский П.И.], Состояние Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии, ЧОЛДП, 1875, №2; МНМ, т.1, с.456–460; Пальмов М.С., Идолопоклонство у древних евреев, СПб., 1897; его же, Научные мнения о происхождении идолопоклонства у древних евреев, ХЧ, 1897, №7; *Пиперов Б., Ваал и Астарта, ГДА, т.7 (33), 1957–1958, София, 1958; Шифман И.Ш., Угаритско-финикийская литература, ИВЛ, т.1; см. также работы *Брайта, Р.*Киттеля, *Риччотти и другие общие труды по истории Ветхого Завета.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle