прот. Александр Мень

Источник

Датиро́вка библе́йских книг

Датиро́вка библе́йских книг, определение времени, когда была написана та или иная книга Священного Писания. Являясь второстепенной для непосредственного духовного восприятия Библии, Датировка библейских книг играет немаловажную роль в *экзегезе, т.к. указывает, в какой историко-культурной обстановке были созданы священные книги. Существует несколько критериев и методов Датировки библейских книг.

1. Прямое свидетельство самих библейских авторов встречается сравнительно редко. Так, пророк Аггей датирует свое пророчество 1-м числом 6-го месяца правления Дария, т.е. 520 до н.э. Началом того же правления датируется и 1-я часть Книги пророка Захарии. У Исайи есть несколько дат, позволяющих определить время написания отдельных частей книги (например, Ис.6:1). Подобные же хронологические указания есть у пророка Иеремии. Пророк Иезекииль датирует свое первое видение 30-м годом, но не указывает, от какого события он ведет исчисление. 40-я глава книги датируется 14-м годом по разрушении Храма. В большинстве пророческих книг перечисляются цари, современники того или иного пророка, что позволяет определить время его деятельности, но не точную дату составления книги.

2. Косвенные хронологические указания. Поскольку *Пятикнижие, Книга Иисуса Навина и Книги Самуила (1–2 Цар.) повествуют о кончине Моисея, Иисуса и Самуила, в своей окончат. форме они не могли появиться раньше смерти этих лиц. Но такая датировка лишь относительна и не исключает необходимости установления абсолютной датировки (т. е. переведенной на общепринятую хронологическую систему). Например, последняя дата, упомянутая в (4Цар.25:27), – «тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского», т.е. 562 до н.э., и, следовательно, весь корпус *Исторических книг 1-го цикла не мог быть завершен ранее этого времени.

3. Датировка библейских книг путем сопоставления содержания различных книг. Примером такого рода датировки является установление хронологии посланий апостола Павла с помощью сопоставления их с Деяниями.

4. Филологический метод предполагает изучение особенностей языка священных книг. В частности, обилие арамеизмов может указывать на *Второго Храма период, поскольку со времен Плена *арамейский язык широко распространился среди иудеев (особенно много арамеизмов в Еккл).

5. Содержание священных книг, указывающее на время их написания. Например, обычаи, описанные в Книге Бытия, существовали лишь во 2 тыс. до н.э., а затем исчезли (см. статью: *Нузийские тексты; Хаммурапи), что подтверждает древность сказаний о *патриархах. Напротив, исторические анахронизмы, свойственные Книге Даниила, позволяют датировать книги значительно более поздним временем, чем описанные в них события. *«Жизненный контекст» Евангелий, тесно связанный с культурой Палестины, указывает на древность предания, хотя оно было записано в среде *языко-христианских общин.

6. Использование исторических намеков священных книг для датировки – наиболее спорный, хотя и широко применяемый метод. Так, в Откровении Иоанна находили зашифрованные указания на события времени правления Нерона (60-е гг.) и Домициана (90-е гг.). Но такого рода указания недостаточно определенны и оставляют простор для различных догадок.

7. Свидетельства древних преданий содержатся у *Иосифа Флавия и в раввинистической письменности (для Ветхого Завета) и у раннехристианских писателей – *Папия, свт. *Иринея Лионского и др. (для Нового Завета). На эти свидетельства при датировке обычно опирались отцы Церкви.

8. Цитация. Для установления датировки новозаветных писаний немалую роль играет цитирование их *мужами апостольскими, в *гностических писаниях и других памятниках раннехристианской литературы. Наличие таких цитат в текстах 2 в. опровергает мнение авторов, которые датировали книги Нового Завета серединой 2 в. (*Виппер, *Тюбингенская школа).

9. Использование древних рукописей. Например, попытка *Ренана датировать Еккл. эпохой Ирода Великого была опровергнута находкой среди *кумранских текстов рукописи этой книги, относящейся к началу 2 в. до н.э. Папирус *Райленда (нач. 2 в. н.э.), содержащий фрагмент Ев. от Иоанна, показывает, что к тому времени 4-е Евангелие уже существовало и список его успел попасть в Египет (где и был найден папирус).

10. Датировка тех *источников, из которых составлялись некоторые книги Библии, является особой дисциплиной в контексте библейской *исагогики.

Определенную помощь в установлении Датировки библейских книг оказывают древние памятники внебиблейского круга.

*Брюс Ф., Документы Нового Завета: достоверны ли они, пер. с англ., Чикаго, 1988; *Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; *Козаржевский А.Ч., Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы, М.,1985; Источниковедение истории Древнего Востока, под ред. В.И.Кузищина, М.,1984; прот. Мень А., Как читать Библию, Брюссель, 1981; Шифман И.Ш., Ветхий Завет и его мир, М.,1987. Библиографию на иностранных языках см.: JBC; NCCS; RFIB. См. также статьи: *Исагогика; *Историко-литературная критика, статьи об отдельных священных книгах.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle