прот. Александр Мень

Источник

Григо́рий Вели́кий

Григо́рий Вели́кий (Gregorius Magnus), Двоеслов, свт., папа Римский (540–604), последний из западных отцов Церкви. Родился в Риме в старинной аристократической семье. С юных лет стремился к аскетической жизни, но по настоянию родных занял пост сенатора и префекта. При первой возможности отказался от имущества и вступил на иноческий путь. В 590 Григорий Великий был избран сенатом и духовенством на кафедру апостола Петра. В ту эпоху Рим формально зависел от Византии и подвергался натиску варваров. Григорий Великий употребил все свои административные способности не только для того, чтобы упрочить положение Церкви, но и для внешней «пользы и безопасности паствы». Фактически он был властителем Рима и заложил основы средневековой иерократической державы пап. Оставаясь в личной жизни строгим аскетом, Григорий Великий вынужден был много заниматься политикой, защищать Рим от нашествий, мобилизовывать войска.

Заветной мечтой Григория Великого было обращение в христианство варварских народов. Под его руководством происходила христианизация вестготов, лангобардов и жителей Британии. Миссионерские приемы, разработанные Григорием Великим, были, однако, достаточно поверхностными. Он старался насадить христианство как внешнюю систему (превращал языческие храмы в церкви, а языческие праздники – в дни поминовения святых), надеясь на более глубокую христианизацию последующих поколений.

Григорий Великий преобразовал церковное пение (григорианские хоралы), написал много проповедей, наставлений для пастырей, вел обширную переписку (сохранилось более 800 его посланий). Самым популярным трудом были «Диалоги», в которых он собрал легенды об италийских подвижниках (в русском переводе: «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», Каз., 1858). Целью этой книги, стяжавшей ему прозвище Двоеслова, было доказать, что истинная вера и чудеса не иссякли в римской земле.

Память свт. Григория Великого Православная Церковь празднует 12 марта.

Библия в трудах Григория Великого. Не будучи ученым-экзегетом (он даже не знал греческого языка), Григорий Великий написал ряд пояснений к Библии: «Нравственные поучения на Книгу Иова» (в 35 кн.), 22 проповеди на Книгу пророка Иезекииля (593) и 40 Бесед на Евангелия (590–591). В чем-то эти произведения еще сохраняют связь с патристической традицией, но в основе своей они носят уже вполне средневековый. характер. В условиях вражеских нашествий, разрухи и «варваризации» Григорий Великий ставил своей целью не углубление богословской экзегезы, а нравственное назидание народу. Поэтому беседы Григория Великого написаны простым, общедоступным языком и каждая тема завершается «нравственным приложением». Правда, подчас ему приходилось решать трудные экзегетические проблемы. Так, толкуя вопрос Крестителя, обращенный ко Христу (Мф.11:2–3), он предлагает своеобразное решение. Если *Тертуллиан считал, что сомневался сам Предтеча, а свт. *Иоанн Златоуст думал, что сомнения были лишь у его учеников, Григорий Великий вкладывает в вопрос Предтечи такой смысл: «Так как Ты имел снисхождение родиться для людей, то внуши, сделаешь ли Ты снисхождение и умереть за людей <...>?» (Беседа на Евангелия, VI, 1). В грешнице (Лк.7:36–50) Григорий Великий видел Марию Магдалину. Такое толкование надолго закрепилось в западной традиции и *изобразительном искусстве (Беседа на Евангелия, XXXIII,1).

Эсхатологические пророчества Спасителя Григорий Великий связывал с грозными событиями своего времени; предсказания о гибели Иерусалима переносил на внутреннюю жизнь души. Точно так же в беседах на пророка Иезекииля Григорий Великий постоянно мысленно обращается к своей эпохе с ее бедствиями, эпидемиями и войнами. Вообще Григорий Великий нередко прибегал к *аллегорическому методу толкования, но оно у него уже было лишено изысканности эллинистической мысли и отличалось большим произволом. Например, он рассматривал Иова как прообраз Христа, его 7 сыновей как прообраз даров Святого Духа, а друзей Иова как символ «преобладающей похоти». Есть свидетельства, что Григорий Великий написал нравственное толкование на Песнь Песней. Традиция считала его автором ряда других экзегетических книг, но подлинность их отвергается наукой.

Характеризуя Григория Великого как комментатора, архиепископ Филарет (Гумилевский) замечает: «Изъяснительные сочинения его, не имея важности как толкование Писания, содержат в себе много мыслей ясных, хотя и неглубоких, о предметах нравственных». Григорий Великий не считал существенным установление авторства библейских книг, поскольку придерживался точки зрения *вербализма. Так, оставляя открытым вопрос о происхождении Книги Иова, он замечает: «Кто написал эту книгу, спрашивать совершенно излишне, если доподлинно известно, что автор книги – Дух Святой <...> Кто внушил написанное, тот написал ее <...> Было бы смешно, получив послание от великого человека, спрашивать, какою тростью оно написано».

Книги Григория Великого пользовались огромным авторитетом в средние века; они были переведены на греческий, славянские, французский языки. Древнейший русский их список относится к 12 в.

Migne. PL, t.75–79; в рус. пер.: Беседы на Евангелия, кн.1–2, СПб., 1860; Беседы на пророка Иезекииля, кн.1–2, Каз., 1863; Предисловие к «Книге нравственных поучений или толкованиям на Книгу Иова», в кн.: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв., М., 1970.

Вязигин А.С., Папа Григорий Великий как церковно-исторический деятель, Харьков, 1908; Голенищев-Кутузов И.Н., Средневековая латинская литература Италии, М.,1972; Грегоровиус Ф., История города Рима в средние века, пер. с нем., т.1–5, СПб., 1902–1912, т.2; Корелин М.С., Важнейшие моменты в истории средневекового. папства, СПб.,1901; НЭС, т.15; ПБЭ, т.4, с.661–669; *Певницкий В.Ф., Св. Григорий Двоеслов, его проповеди и гомилетические правила, К., 1871; Пономарев А.И., Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни в их церковно-мемуарном значении, СПб.,1886; Успенский Ф.И., Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова, Каз.,1901; архиеп. *Филарет (Гумилевский), Историческое учение об отцах Церкви, СПб., 1859, т.3; NCE, v.6, p.766 (там же дана иностранная библиография).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle