прот. Александр Мень

Источник

Грехопаде́ние

Грехопаде́ние, или первородный грех, событие, которое, согласно Библии, отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу.

1. Библейские свидетельства. 3-я глава Книги Бытия (относимая обычно к яхвистической традиции) описывает Грехопадение как нарушение божественной воли первыми людьми, которые соблазнились словами змея, уверившего их, что, вкусив от запретного Древа, они станут «как боги, знающие добро и зло». Изобличенные в грехе, люди не раскаялись и были изгнаны из Эдема. Их отдаление от Творца привело к тяжким последствиям: к борьбе против человека сил зла (семени змея; см. статью *Первоевангелие), к нарушению гармонии между людьми, а также между человеком и природой. Лишившись доступа к Древу жизни, человек утратил способность к бессмертию.

По существу, весь *Пролог Книги Бытия составляет одно целое с этим сказанием, поскольку рисует картину мятежа человека против воли Сущего и «лавиноподобное увеличение греха» (*Рад). За грехом Адама следует первое братоубийство, которое сделало кровную месть регулятором отношений между людьми (Быт.4:1–24). «Развращение человеков» привело к *Потопу, а *вавилонское столпотворение – к разделению людей.

Примечательно, что в других местах Ветхого Завета почти нет ссылок на события Пролога Книги Бытия, и учение о Грехопадении остается нераскрытым. Как правило, мы встречаемся в Ветхом Завете с общей мыслью о греховности человека (см., например, 3Цар.8:46; Пс.50:7). Первые намеки на событие, описанное в Быт.3, содержатся в (Сир.25:27) и (Прем.2:23–24). 1 Кн. Еноха (см. статью *Апокрифы) рассматривает Быт.6:1 сл. как Грехопадение ангелов («сынов Божиих»), которые совратили людей, научив их *магии. 3 Книга Ездры и апокрифический Апокалипсис Варуха, написанные в 1 в. до н.э., уже определенно связывают плачевное состояние людей с грехом Адама. Из этого можно заключить, что ветхозаветная доктрина Грехопадения окончательно сформировалась в *междузаветный период.

Апостол Павел в дальнейшем углубил и развил это учение. Он не только констатирует трагическое противоречивость человека, колеблющегося между добром и злом (Рим.7:15 сл.), но и говорит о Грехопадении Адама как о начале всеобщей греховности (Рим.5:12). Адаму, главе ветхого человечества, возжелавшему похитить высшую власть, апостол противопоставляет Иисуса Христа как Второго Адама, умалившего Себя и ставшего Главой нового человечества (Флп.2:7 сл.). Первый Адам открыл в мир дорогу греху и смерти, Второй даровал человеку вечную жизнь (1Кор.15:22, 45–49).

Апостол Иоанн указывает, что воля ко злу зародилась в мире духовных существ: «сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). В Откровении Иоанна диавол, извративший жизнь природы и людей, отождествляется со змеем Быт.3 и драконом. Образ дракона в Ветхом Завете символизирует силы разрушения и хаоса. Он является тварью, которая восстала против Творца и будет побеждена лишь в конце веков (Ис.27:1; ср. Откр.20:2–3).

2. Толкования библейского учения о Грехопадении. Экзегеты, интерпретировавшие библейские тексты, связанные с Грехопадением, искали ответа на ряд принципиальных вопросов, например: является ли сказание Быт.3 описанием действительно совершившегося некогда события или же в Книге Бытия речь идет только о перманентном состоянии человеческого рода, обозначенном с помощью символов? К какому литературному жанру относится Быт.3? В чем сущность греха Адама? Что оказало разрушительное воздействие на природу: падение человека или иные факторы? Какова связь между.Грехопадением Адама и греховностью всех людей? В святоотеческой письменности и в исследованиях позднейших времен наметились три основные интерпретации Быт.3.

а) Буквальное толкование было разработано главным образом *антиохийской школой. Оно предполагает, что Быт.3 рисует событие в том самом виде, как оно происходило на заре существования рода человеческого. Эдем был расположен в определенной географической точке земли (свт.*Иоанн Златоуст, Беседы на Быт.13:3; блж.*Феодорит Киррский, Толкования на Быт.26; *Феодор Мопсуестский, Migne. PG, t.66, k.637). Древо познания было реальным земным деревом (блж. *Феодорит Киррский, Толкования на Быт.27). Одни экзегеты этого направления считали, что человек был создан бессмертным, а другие, в частности, Феодор Мопсуестский, полагали, что он мог получить бессмертие, лишь вкусив от плодов Древа жизни (что более соответствует букве Писания; см. Быт.3:22). Буквальное толкование принимает и рационалистическая экзегеза, но она видит в Быт.3 род этиологического сказания, призванного объяснить несовершенство человека. Эти комментаторы ставят библейский рассказ в один ряд с другими древними этиологическими *мифами.

б) Аллегорическое толкование существует в двух формах. Сторонники одной теории отрицают событийный характер сказания, видя в нем лишь иносказательное описание извечной греховности человека. Эта точка зрения была намечена у *Филона Александрийского и нашла развитие в новое время (например, у *Бультмана, *Тиллиха). Сторонники другой теории, не отрицая, что за повествованием Быт.3 стоит некое событие, расшифровывают его образы с помощью аллегорического метода интерпретации, согласно которому змей обозначает чувственность, Эдем – блаженство созерцания Бога, Адам – разум, Ева – чувство, Древо жизни – добро без примеси зла, Древо познания – добро, смешанное со злом, и т. д. (*Ориген, свт.*Григорий Назианзин, свт. Григорий Нисский, свт.*Амвросий Медиоланский, блж.*Августин и др.).

в) Историко-символическое толкование близко к аллегорическому, но для интерпретации Священного Писания использует систему символов, существовавшую на Древнем Востоке. В соответствии с этой трактовкой сама суть сказания Быт.3 отражает некое духовное событие. Говоря о первых главах Книги Бытия, *Булгаков пишет: «Нет никакой необходимости приписывать им исторический характер в том смысле, как он свойствен событиям эмпирической жизни этого мира, ибо ими вовсе не исчерпывается вся полнота и глубина бытия... Сказание III главы Бытия о грехопадении, хотя и есть история, но именно как метаистория, и она есть в таком качестве миф, который больше и значительней в своих обобщенных исторических образах, нежели вся эмпирическая история» («Невеста Агнца»). Образная конкретность сказания о Грехопадении призвана наглядно, «иконоподобно» изобразить сущность трагического события: отпадение человека от Бога во имя своеволия. Символ змея избран бытописателем не случайно, а ввиду того, что для ветхозаветной Церкви главным соблазном были языческие культы пола и плодородия, имевшие своей эмблемой змею (*Коппенс).

Символ Древа познания экзегеты объясняют по-разному. Одни рассматривают вкушение от его плодов как попытку испытать зло на деле (Б.Вышеславцев), другие объясняют этот символ как установление норм этики независимо от Бога (*Лагранж). Поскольку глагол «познать» (см. статью *Знание в Ветхом Завете) имеет в Ветхом Завете смысл «владеть», «уметь», «обладать» (Быт.4:1), а словосочетание «добро и зло» (евр. ורע טוב, тов ва-ра) может быть переведено как «все на свете» (ср. Быт.24:50; 31:24, 29), образ Древа познания иногда истолковывают как символ власти над миром, но такой власти, которая утверждает себя независимо от Бога, делает своим источником не Его волю, а волю человека. Именно поэтому змей обещает людям, что они будут «как боги». В таком случае основную тенденцию Грехопадения следует усматривать в первобытной магии и во всем магическом миросозерцании.

3. Грех Адама и грех мира (толкования). Мн. экзегеты *святоотеческого периода видели в библейском образе Адама только конкретного индивидуума, первого среди людей, а передачу греха интерпретировали в плане генетическом (т. е. как наследственную болезнь). Однако у свт. Григория Нисского (Об устроении человека, XVI) и в ряде богослужебных текстов Адам понимается как *корпоративная личность. При таком понимании и образ Божий в Адаме, и грех Адамов следует относить ко всему человеческому роду как к единой духовно-телесной сверхличности, которая, по выражению прот. С.Булгакова, «многоипостасна в своих существованиях». Это подтверждается словами свт. Григория Назианзина, писавшего, что «чрез преступное вкушение пал целый Адам» (Песнопения таинственные, VIII), и словами богослужения, говорящими о приходе Христа для спасения Адама. Особого мнения придерживались те, кто вслед за *Пелагием считали, будто Грехопадение есть только личный грех первого человека, а все его потомки грешат лишь по собственной воле.

Слова Быт.3:17 сл. о проклятии земли часто понимались в том смысле, что несовершенство вошло в природу в результате Грехопадения человека. При этом ссылались на апостола Павла, учившего, что Грехопадение повлекло за собой смерть (Рим.5:12). Однако указания самой Библии на змея (диавола, дракона) как на начало зла в творении позволили утверждать дочеловеческое происхождение несовершенства, зла, смерти. Согласно этой точке зрения, человек был вовлечен в уже существовавшую сферу зла. «Мир, – пишет *Бердяев, – есть иерархический организм, в котором все части между собой связаны, в котором то, что совершается на вершинах, отражается на низинах... Тьма первоначально сгустилась в высшей точке духовной иерархии, там свобода впервые дала отрицательный ответ на Божий зов, на Божью потребность в любви Своего другого, там творение вступило на путь самоутверждения и самозамкнутости, на путь разрыва и ненависти». Иными словами, Писание позволяет говорить о двух грехопадениях: космическом, приведшем к частичному отклонению природы от путей Божьих, и антропологическом, погрузившем человека, Адама, в бездну богопротивления. Обе фазы Грехопадения предполагают своим условием свободу – как духовных сил, так и духовно-телесного существа, человека. Но и в том и в другом случае искажение благого замысла Творца не было полным и окончательным. Бог осуществляет спасение, искупление мира через Свое Домостроительство, которое в Царстве Божием завершится приобщением твари к Божественному бытию (см. статьи: *Сотериология; *Эсхатология).

*Бердяев Н., Философия свободного духа, Париж, 1927, т.1; прот.*Булгаков С., Невеста Агнца, Париж, 1945; Бургов А.В., Православно-догматическое учение о первородном грехе, К.,1904; прот. *Буткевич Т.И., Зло, его сущность и происхождение, Харьков, 1897; *Введенский Д.И., Учение Ветхого Завета о грехе, Серг. Пос., 1900; *Велтистов В.Н., Грех, его происхождение, сущность и следствия, М.,1885; Вышеславцев Б.П., Миф о Грехопадении, «Путь», 1932, №34; *Глаголев С.С., О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого, М., 1894; архим.Киприан (Керн), Антропология св. Григория Паламы, Париж, 1950; [*Кудрявцев-Платонов В.Д.], Письмо о Грехопадении прародителей, ПТО, ч. 4, 1846; *Лучицкий К.И., Суд Божий во Едеме, ХЧ, 1845, ч.3; его же, Изгнание Адама и Евы из Рая, ХЧ, 1846, ч.3; *Покровский А.И., Библейское учение о первобытной религии, Серг. Пос., 1901; СББ, с.237–251; Светлов Э. [прот. Мень А.В.], Истоки религии, Брюссель, 19812; его же, Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971; Трубецкой Е.Н., Смысл жизни, М., 1918; *Baumgartner Ch., Le Péché originel, P., 1969; Dubarle A.M., Le Péché originel dans l’Ecriture, P., 1958 (англ. пер.: Biblical Doctrine of Original Sin, L.-N.Y., 1964); Ligier L., Péché d’Adam et péché du monde, P., 1960; См. также литературу в указанных трудах и в статьях: *Антропология; *Богословие; *Пятикнижие.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle