прот. Александр Мень

Источник

Граф

Граф (Graf) Карл Генрих (1815–1869), немецкий протестантский библеист, исследователь Ветхого Завета. Считается основоположником *четырех источников Пятикнижия теории, которая затем была развита *Велльхаузеном и с тех пор называется «теорией Графа-Велльхаузена». Родился в Эльзасе. Учился в Страсбурге, где слушал лекции *Ройсса. От него воспринял мысль, что обрядовое законодательство Книги Левит не соответствовало формам культа, отраженным в *Исторических книгах Ветхого Завета. Сам Ройсс не решался опубликовать свои выводы (он сделал это в 1881). Но Граф оказался смелее своего учителя. Первоначально он исходил из гипотезы, что *священническая традиция (С), отраженная в сказаниях *Пятикнижия, является самой древней его частью, и поэтому ему пришлось обосновывать огромный хронологический разрыв (почти в 500 лет) между этой традицией и законами Книги Левит. Но под влиянием *Куэнена Граф отказался от принятой им датировки и отнес всю священническую традицию ко времени после *Плена периода. Эту идею Граф обосновал в работе «Исторические книги Ветхого Завета» («Die geschichtlichen Bücher des Alten Testaments», Lpz., 1866; рус. сокр. пер. см. в ПБ). Гипотеза Графа строилась не только на анализе Библии, но прежде всего на общеисторических предпосылках. Говоря о Законе Моисеевом, Граф писал: «Считаем ли мы его, в соответствии и по аналогии с природой, свидетельством и результатом постепенного развития зародыша или мы должны его рассматривать как что-то с самого начала законченное и лежащее в основе всякого дальнейшего развития?» Ответ для Графа был очевиден. Моисеевы книги не явились в готовом виде, а представляют собой результат длительной истории.

Через год после смерти Графа о его теории узнал Велльхаузен. «Тотчас же, – признается он, – еще не зная, на чем основывается его гипотеза, я стал ее сторонником: я должен был признаться самому себе в том, что еврейскую древность можно понять без книг Торы». А 11 лет спустя Велльхаузен издал свою книгу «Введение в историю Израиля», в которой придал гипотезе Графа стройный и законченный вид. Граф не считал, что законы Моисея не имели корней в прошлом: эти корни он видел в устном предании. «Так же, как Церковь Нового Завета, – писал он, – и Церковь Ветхого Завета не возникла на основе какого-нибудь письменного документа, она скорее всего покоится на живом слове пророческого Откровения».

В настоящее время теория Графа-Велльхаузена относительно Книги Левит с рядом существенных поправок стала общепринятой в библеистике. Кроме вышеуказанной работы Граф написал также комментарий на Книгу пророка Иеремии («Der Prophet Jeremia», Lpz., 1862).

Лившиц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970, с.37–38; JBC, v.2, р.595–596 (там же дана библиография); Kraus, S.224–283; RGG, Bd.2, S.1822; Thompson R.J., Moses and the Law in a Century of Criticism Since Graf, Leiden, 1970.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle