прот. Александр Мень

Источник

Гомилети́ческая экзеге́за

Гомилети́ческая экзеге́за (греч. ομιλία – беседа, проповедь), толкование Библии в форме церковной проповеди (преимущественно синагогальной и храмовой).

Начало Гомилетической экзегезы восходит к ветхозаветным временам. Проповедь на тему Писания как часть богослужебного, молитвенного собрания впервые появилась в синагогальной практике. К Гомилетической экзегезе прибегал Христос Спаситель (см. Его проповедь в назаретской *синагоге на текст Ис.61:1–2Лк.4:16–30). Элементы Гомилетической экзегезы содержала и апостольская *керигма (см., например, Деян.13:14–41). Первохристианские миссионеры стремились в первую очередь показать, как в жизни и искупительной тайне Христа исполнились обетования Ветхого Завета.

«Золотым веком» Гомилетической экзегезы был *святоотеческий период. В это время Писание толковалось не только за богослужением, но и при подготовке новоначальных к таинству крещения. Многие образцы Гомилетической экзегезы являются записями таких бесед (напр., «Шестоднев» свт.*Василия Великого). Проповедническое искусство отцов Церкви учитывало лучшие достижения античной риторики (в частности, жанра диатрибы). Классическими образцами Гомилетической экзегезы считаются гомилии свт.*Иоанна Златоуста, свт.*Амвросия Медиоланского, блж.*Августина, свт.*Григория Великого.

Наследие святоотеческого периода было воспринято и развито в Средние века. Основной акцент в средневековой Гомилетической экзегезе делался на нравственное учении Библии. Однако многие проповедники в своих толкованиях касались богословских и мистических тем (свт. Григорий Палама и *Экхарт). Нередко библейские темы актуализировались, и через них освещались события того времени («Слово о Законе и Благодати» митр. *Илариона, проповеди Бернара Клервоского, Антония Падуанского, Бонавентуры, *Савонаролы).

В истории Гомилетической экзегезы особую роль сыграла Реформация, которая сосредоточила проповедь почти исключительно на библейских темах. Для Лютера проповедь была неотделима от Библии, она была проводником Слова Божьего как вести о спасении. Начиная с Лютера протестантизм дал целую плеяду проповедников, которые оставили богатое наследство Гомилетической экзегезы.

В Новое время Гомилетическая экзегеза продолжала интенсивно развиваться. В России самыми известными проповедниками-толкователями были: митрополит *Платон (Лёвшин); митрополит *Филарет (Дроздов), наполнявший свои проповеди высоким богословским содержанием; архиепископ *Иннокентий (Борисов), Гомилетическая экзегеза которого отличалась эмоциональной напряженностью; епископ *Виталий (Гречулевич), архиепископ *Иларион (Троицкий) и др. Можно сказать, что значительная доля проповеднических трудов в России была тесно связана с темами Писания. Среди католических представителей Гомилетической экзегезы крупнейшими были епископы *Боссюэ, Ф.Фенелон, Ж.Массильон и Ф.Дюпанлу, кардинал Ньюмен. Из протестантских проповедников следует указать основателя методизма Дж.Уэсли (1703–1791), *Шлейермахера, *Берсье, *Фаррара, «короля проповедников» *Сперджена, Дж.Мотта (1865–1955) и одного из популярнейших христианских ораторов нашего времени Билли Грэма (1918–2018).

Гомилетическая экзегеза во многом зависит от других форм экзегезы, донося до слушателей то, что разработано в трудах библеистов. По существу Гомилетическая экзегеза есть завершающая фаза всего экзегетического процесса, т. к. конечная цель всякого толкования есть раскрытие смысла Слова Божьего.

Митр. Антоний (Вадковский), Из истории христианской проповеди, СПб.,1892; Барсов Н.И., История первобытной христианской проповеди (до IV в.), СПб., 1885; его же, Из истории христианской проповеди в IV в., вып.1–3, Харьков, 1886–1895; Б.К., Из истории проповеди, БВс, 1977, №5; Дюпанлу Ф., Беседы о проповедничестве как о пастырском служении, пер. с франц., СПб.,1899; Катаев Н., Очерк истории русской церковной проповеди, Одесса, 1874; *Певницкий В., Из истории гомилетики, кн.1–2, К., 1895–99; прот. Поторжинский М.А., История русской церковной проповеди, К., 1891; Baker’s Dictionary of Practical Theology, ed. by R.G.Turnbull, Grand Rapids (Mich.), 1967.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle