Гоббс
Гоббс (Hobbes) Томас (1588–1679), английский философ, один из основоположников *новой исагогики. Родился в семье сельского священника. Образование получил в Оксфорде и в дальнейшем был воспитателем в семье лорда У. Кавендиша (впоследствии герцога Девонширского). С началом революции, свергшей Карла I, как и многие сторонники монархии, бежал на континент (1640). Вернулся лишь через 11 лет, в период диктатуры Кромвеля, правительство которого разрешило издание главного труда Гоббса – «Левиафан» («Leviathan», L., 1651, рус. пер.: 1936). В это время философ уже радикально переменил свою политическую позицию. С реставрацией Стюартов положение Гоббса существенно не изменилось, хотя церковные власти относились к нему недоброжелательно.
В мировоззрении Гоббса причудливо сочетались механистический взгляд на природу и богословие, носившее деистическую окраску. Бог для Гоббса – «первичный Двигатель» и «первичная и предвечная Причина всех вещей», причем философ мыслил Его обладающим своеобразной материальностью (в этом отношении единственную аналогию взглядам Гоббса среди христианских мыслителей мы находим у *Тертуллиана). Гоббс был главным образом социальным мыслителем. В человечестве он видел неорганизованную, склонную ко злу массу, которую формируют лишь те или иные формы реальной власти. Он рассматривал в этом аспекте и священную историю, которая представлялась ему только как смена власти патриархов, судей, царей, апостолов, духовенства. Полемизируя с католиками, Гоббс утверждал, что власть духовенства миновала и что отныне она перешла в руки светских политических руководителей государства. Само государство было для него равнозначно Церкви. Именно в руках государства находятся законодательные прерогативы и Писание как источник религиозного и нравственного закона.
В «Левиафане» Гоббс выдвигает тезис, формально вполне соответствующий православному пониманию: «Канонической книгу делает не автор, а авторитет Церкви» (Избранные произведения: М., 1964, т.2). Но под Церковью Гоббс подразумевает весь народ, управляемый светской властью. Сначала признание каноничности Ветхого Завета, утверждал Гоббс, происходило по воле священников (Ездра), затем – соборов и отцов Церкви, носителей власти. Но в настоящее время авторитет принадлежит монархам и вождям. В связи с этим Гоббс доказывал, что значительная часть текстов Ветхого Завета – произведения анонимные. Он отметил ряд мест в *Пятикнижии (напр., Быт.12:6; Втор.34; Ис.Нав.5:9), которые указывают, что авторы этих книг жили после описываемой ими эпохи. Моисей, по мнению Гоббса, мог написать только те части Торы, о которых прямо сказано, что они составлены им (напр., Втор 11).
Все эти доводы философ приводил с одной целью – показать, что священными книги Библии стали по воле людей, поставленных Богом управлять массами. Мимоходом Гоббс высказывал и ряд других исагогических соображений. Так, в частности, признавая историчность Иова, он отмечал, что «сама книга является, по-видимому, не историей, а трактатом по вопросу, который часто был предметом дискуссий в древности, о том, почему порочные люди часто благоденствуют, а праведные люди испытывают бедствия» (там же). Гоббс был уверен, что библейское учение вполне согласно с «естественным разумом», но при этом делал оговорку, что в Библии есть «много сверх разума, т. е. то, что не может быть ни доказано, ни опровергнуто естественным разумом». Он писал, что в Слове Божием «нет ничего, что противоречило бы разуму, а если имеется видимость такого противоречия, то виной этому является или наше неумение толковать Слово Божие или наше ошибочное рассуждение» (там же).
Концепции Гоббса не удовлетворили ни католиков, ни протестантов. Его «Левиафан» был внесен в католический индекс запрещенных книг. Последние свои труды Гоббс вынужден был печатать в Голландии.
♦ Избранные произведения, т.1–2, М., 1964.
• Вальденберг В.Е., Закон и право в философии Гоббса, СПб.,1900; Мееровский Б.В., Гоббс, М., 975; ПБЭ, т.4, с.434–441; Рассел Б., История западной философии, пер. с англ., М.,1959.; Соколов В.В., Европейская философия XV-XVII вв., М.,1984; ODCC, р.653–654.