Глубоко́вский
Глубоко́вский Николай Никанорович (1863–1937), русский православный богослов, экзегет, патролог, историк Церкви, церковно-общественный и экуменический деятель. Родился в Вологодской губернии в семье бедного сел. священника. Окончил духовное училище, Вологодскую Духовную семинарию и Московскую Духовную академию (1889). Начал печататься, еще будучи воспитанником семинарии и студентом. После окончания МДА был направлен в Воронежскую Духовную семинарию.
Магистерская диссертация Глубоковского (1890), посвященная блж.*Феодориту Киррскому, вызвала широкий отклик среди патрологов не только в России, но и за рубежом. Высокую оценку труду Глубоковского дал Гарнак. В 1891 Глубоковский был приглашен на кафедру Священного Писания в Санкт-Петербургскую Духовную академию где и состоял экстраординарным профессором (1894–1898), затем ординарным профессором с 1898 до 1919, когда перешел в новообразованный Петроградский богословский институт. Одновременно преподавал и в Петроградском университете. Докторскую диссертацию защитил в 1898. Она стала первой частью его работы об апостоле Павле. С 1905 состоял редактором «Православной богословской энциклопедии» (ПБЭ), для которой им было написано много статей. Принимал деятельное участие в преобразовании программ духовных школ, печатал в церковных журналах исследования и заметки на разнообразные темы, был членом Предсоборного присутствия РПЦ, почетным членом Московской и Киевской Духовных академий, Лондонского библейского общества, зам. председателя Православного *Палестинского общества и других научных учреждений.
Глубоковский поддерживал контакты со многими представителями зарубежной науки (*Дайссманном, *Гарнаком и др.), переводил их труды на русский язык, участвовал в международных конференциях, читал лекции за рубежом. Работоспособность и энергия Глубоковского поражали его современников. Среди коллег и студентов он оставил о себе память как о человеке большой сердечности и нравственной стойкости.
В 1921 Глубоковский поселился в Финляндии. После недолгого пребывания в Германии занимал кафедру Священного Писания Нового Завета в Праге, затем читал лекции в Белграде, а с 1923 стал профессором Богословского университета в Софии. В 1925 Глубоковский был избран членом-корреспондентом Болгарской Академии наук. В этот период жизни он много внимания уделял экуменической работе, не оставляя при этом научно-литературных трудов. Живя за рубежом, Глубоковский никогда не порывал духовной связи с традициями русского богословия. Скончался Глубоковский в Софии.
Работы Глубоковского об апостоле Павле. Основной работой Глубоковского было 3-томное исследование «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» (кн.1–3, СПб., 1905–1912). Многочисленные статьи Глубоковского о богословии апостола Павла, напечатанные в Христианском Чтении и других журналах, вошли в эту огромную (более 2300 с.) работу. Центральной ее задачей была православная оценка различных протестантских гипотез об истоках «павлинизма». Поскольку либеральный протестантизм скептически относился к Откровению, которое имел апостол Павел, толкователи этой школы вынуждены были искать внешние влияния, определившие сущность Павлова богословия. Одни авторы подчеркивали генетическую связь «павлинизма» с раввинистическими доктринами, другие выводили его из эллинистического иудеиства *диаспоры, третьи – из античных мистерий и римского правового мышления. Неоднозначны были и оценки деятельности апостола Павла. Если одни считали его избавителем христианства от иудейского наследия, то другие видели в нем создателя «догматического» учения, затемнившего подлинный смысл Евангелия. В противовес этим теориям Глубоковский был твердо убежден в том, что апостол Павел не извратил, но продолжил дело Христово, что его благовестие «по существу своему – это благовестие Христово». Обращение Савла не исчерпывается его «религиозными переживаниями», а тесно связано с прямым Откровением Божьим, данным ему как пророку и благовестнику.
В 1-м томе Глубоковский доказывает, что апостол Павел был не типичным «эллинистом», а человеком, «прошедшим хорошую иудейско-раввинистическую школу». Однако корни его учения в другом. Павел не мог почерпнуть из этой школы ни своей *христологии, ни своей *сотериологии. Формально-юридический дух законничества был чужд ему, хотя иногда он и прибегал к его фразеологии. Более того, «ветхозаветное библейское учение не доставляло всех материалов для уяснения спасения Христова». Глубоковский разбирает специальные вопросы об отношении Павла к Гамалиилу и законническим школам, показывая, что апостол был независим в плане фундаментальных основ своего богословия. Во 2-м томе подробно рассматривается эллинистическое иудейство и греческие идеи, которые якобы могли быть источником благовестия апостола Павла. И здесь Глубоковский приходит к выводу: мышление апостола является оригинальным и не может быть объяснено эллинистическими заимствованиями. 3-й том (самый краткий) содержит аргументы в пользу высшего, богооткровенного происхождения богословия Павла.
Труд этот справедливо был назван энциклопедией знаний по данному вопросу. Хотя он написан тяжелым языком, огромные главы лишены подрубрик, а бесчисленные ссылки (по 3–4 на фразу) затрудняют чтение, все это искупается высоким религиозным настроем и исчерпывающей полнотой работы. Глубоковский с исключительной объективностью и в подробностях (которые порой даже кажутся излишними) излагает взгляды авторов, с которыми полемизирует. Благодаря этому его книга не только серьезная апология апостола Павла, но и свод всех теорий относительно его личности и проповеди. Для Глубоковского благовестие Павла – это «благовестие свободы», которое возвышается как над номизмом, так и над языческим ритуализмом.
Этой теме посвящено отдельное исследование ученого – «Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам» (СПб., 1902). Продолжением книги должен был служить труд «Благовестие христианской святости», построенный на Послании к Евреям. Глубоковский считал вполне возможным приписать Послание к Евреям апостолу Павлу, хотя уже в то время большинство экзегетов всех направлений отрицали такую возможность. Труд его (около 3 тысяч страниц) полностью опубликован не был, но отдельные части печатались в «Ежегоднике Софийского богословского факультета» (1926–1937). В них, как и в других работах об апостоле Павле, Глубоковский по-своему решал спорный вопрос о соотношении двух Заветов в «павлинизме». По его мнению, апостол Павел противопоставлял Ветхий Завет как данный «через ангелов» Новому Завету, который открылся непосредственно в лице Богочеловека. «Ветхозаветный закон, – писал Глубоковский, – как опосредованный человечески в своем историческом обнаружении, есть лишь аккомодативный институт Божественной педагогики (Гал.3:24) и является временным средством верховного промышления по пути к совершенному увенчанию во Христе Иисусе, где Божество и человечество были неразлучно, неслиянно и всецело» («Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству», «Путь», 1928, № 10).
Труды Глубоковского о Евангелиях, Деяниях и Апокалипсисе. В исследовании «Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе» (София, 1932) Глубоковский объясняет *синоптическую проблему единым церковным Преданием, а его различное преломление у четырех евангелистов – нуждами отдельных церквей и конкретными задачами евангелистов. Особенности Евангелия от Матфея вытекают из его обращенности к христианам-евреям, а Евангелия от Марка – из обращенности к христианам из язычников. В Евангелии от Луки священный писатель имеет в виду и тех и других, возвещая спасение для всех – иудеев и эллинов, в согласии с проповедью апостола Павла. Целью 4-го Евангелия было сосредоточить внимание читателей и слушателей на божественной тайне личности Христа.
Исследование о третьем евангелисте «Св. Лука, евангелист и дееписатель» (София, 1932) подводит итог дискуссиям по поводу авторства Евангелия от Луки и Деяний, которые были вызваны трудами Гарнака. Опираясь на древнее Предание Церкви, Глубоковский соглашается с аргументацией немецкого ученого и считает, что есть все основания видеть в спутнике апостола Павла Луке автора 3-го Евангелия и Деяний.
В 1966 посмертно вышла книга Глубоковского «Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова» (Джорданвиль). Автор рассматривал ее как заключительную часть своей трилогии по богословию Нового Завета (1-й частью была работа о Послании к Галатам, а 2-й – о Послании к Евреям). Главное внимание Глубоковский сосредоточил на вопросе о единстве и целостности учения, изложенного в Откровении Иоанна, исагогическую же часть ограничил критикой мнений, согласно которым Апокалипсис рассматривался как мозаика из древних верований и мифов.
Глубоковский всегда критически смотрел на поспешные и спорные гипотезы в отношении Нового Завета и предпочитал традиционные точки зрения, подкрепляя их продуманными научно-историческими доводами.
♦ Преображение Господа, М., 1888; Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую, ЧОЛДП, 1889, №1–4; О значении надписания псалмов Lamnazeach, ЧОЛДП, 1889, №12; О пасхальной вечери Христовой и об отношении к Господу современного Ему еврейства, СПб., 1893; Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа-Спасителя, СПб., 1895; Евангелие и Евангелия, Харьков, 1896; К вопросу о пасхальной вечери Христовой, ХЧ, 1897, №3; Был ли допущен Иуда-предатель к соучастию в самом таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечере?, ХЧ, 1897, №5; Вера по учению св. ап. Павла, ХЧ, 1902, № 5; Греческий язык Библии, особенно в Новом Завете, по современному состоянию науки, ХЧ, 1902, № 7; Учение св. ап. Павла о христианской жизни в «Духе» и его самобытная независимость, ХЧ, 1904, № 6; Лекции по Священному Писанию Нового Завета (Послания св. ап. Павла), СПб., 1906; Благовестие св. ап. Павла и мистерии, ХЧ, 1909, №4,6–7; О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым, К., 1913; Ходатай Нового Завета: Экзегетический анализ Послания к Евреям 1:1–5, Серг. Пос., 1915; Христос и Ангелы: Экзегетический анализ Послания к Евреям 1:6–14, Пг.,1915; О Втором послании св. ап. Павла к Фессалоникийцам, Пг., 1915; Искупление и Искупитель по Евр. гл. 2, Пг., 1917; Бог-Слово: Экзегетический эскиз «Пролога» Иоаннова Евангелия: (1:1–18), ПМ, вып. I, 1928; Послание к Евреям и историческое предание о нем, «Годишник на Софийский университет», кн.14, 1936–1937, София, 1937.
• 25-летний юбилей проф. Н.Н. Глубоковского, «Странник», 1914, № 6/7; *Андреев И.Д., Н.Н. Глубоковский, «Гермес», 1914, №13–14; Игнатьев А., Памяти профессора Н.Н. Глубоковского, ЖМП, 1966, №8 (там же см. библиографию трудов Глубоковского); Мелихов В.А., Н.Н.Глубоковский – профессор СПбДА, Харьков, 1914; ПБЭ, т.4, с.411–418; Черемисов П., Проф. Н.Н.Глубоковский и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу», Загорск, 1972 (ркп. МДА).