Глаго́лев
Глаго́лев Александр Александрович, протоиерей (1872–1938), русский православный библеист. Родился в Тульской губернии в семье сельского священника. Окончил местную Духовную семинарию, а затем Киевскую Духовную академию (1898), где стал экстраординарным профессором кафедры Священного Писания Ветхого Завета (с 1906). Одновременно был настоятелем Добро-Николаевской церкви и благочинным. Участвовал в составлении «Православной богословской энциклопедии» (ПБЭ) и сотрудничал в различных церковных журналах. Глаголев был близок к семье писателя М. А. Булгакова. В 1938 репрессирован.
Магистерская диссертация «Ветхозаветное библейское учение об ангелах» (К.,1900 – наиболее полный синтез ветхозаветной ангелологии в православной библеистике. Трудность задачи, которую поставил перед собой ученый, заключалась в том, что в Библии термин «ангел» (евр. מלאך, мала́х) имеет разнообразные значения. Нередко под Ангелом Господним подразумевалась особая форма Богоявления или же пророк, говорящий от лица Бога. Кроме того, взгляды на ангелов как на существа сверхчеловеческие претерпели в богословии Ветхого Завета ряд изменений. Глаголев дал очерк истории ангелологии, а также проанализировал все наименования ангелов в Писании в связи с происхождением терминов «сыны Божии», «серафимы», «херувимы» и пр. В работе Глаголева содержится и история библейской демонологии. Автор не мог воспользоваться данными по истории религий *Древнего Востока, которыми располагает современная наука, но высказал ряд ценных соображений, подчас предвосхитив выводы современной библеистики. Раскрытие темы у Глаголева неотделимо от критики спорных гипотез, которые высказывались западными учеными.
Глаголев занимался социальными вопросами ветхозаветной истории. Он перевел труд *Буля «Социальные отношения израильтян» (СПб., 1912) и написал самостоятельное исследование «Древнееврейская благотворительность» (К., 1903). В нем автор показал, что в Ветхом Завете социальные проблемы тесно связаны с религиозно-нравственными аспектами жизни общества. Для раскрытия темы Глаголев привлек не только библейский, но и талмудический материал. «Преимущественно посюсторонний характер древнееврейского мировоззрения, – отмечал Глаголев, – сообщал благотворительности древнееврейской характер материального попечения о телесных нуждах бедных, между тем христианским воззрениям на человека как вечного по своему назначению члена Царства Божия условливается духовный возвышенный и воспитательный характер благотворительности... Тем не менее древнееврейской благотворительности присущи и положительные непреходящие черты, которые могут служить образцом подражания и в христианском обществе».
В реферате «Левиты и Левиино колено» (К., 1912) Глаголев выступил против теории школы *Велльхаузена, согласно которой левиты как культовое колено появились лишь после Плена. С этих же позиций написан и очерк «Книга Левит» (К., 1915), защищающий глубокую древность законов 3-й книги *Пятикнижия. Глаголеву принадлежат комментарий к 3–4 Цар., 2 Пар., Тов., Притч., Песн., книгам пророков Наума, Аввакума, Софонии и Аггея и к Соборным посланиям, написанные для *«Толковой Библии», выходившей под редакцией *Лопухина и его преемников (эти комментарии Глаголева выходили и отдельными оттисками). В своих исагогических воззрениях Глаголев стоял на консервативных позициях, однако был основательно знаком с современной ему западной библейской критикой.
♦ Новости немецкой литературы по библейской археологии, ТКДА, 1901, №11,12; Братья Господни, ПБЭ, т.2, с.1113–1126; Иерусалим библейско-иудейский и частично современный в историко-археологическом отношении (б.м. и г.); Рец. на кн.: [проф. Н. Н. *Глубоковский, По вопросам духовной школы и об учебном комитете при Свят. Синоде, СПб., 1907] ТКДА, 1907, № 9; Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви, К., 1909; Купина Неопалимая: Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический, К., 1914; Закон ужичества, или левиратный брак у древних евреев, К.,1914.
• ПБЭ, т.4, с.400–402.