прот. Александр Мень

Источник

Гийе́

Гийе́ (Guillet) Жак, иеромонах (р. 1910), французский католический экзегет и богослов. Родился в Лионе. Семнадцати лет вступил в Общество Иисусово. Был профессором экзегетики Нового Завета в Лионе и Париже. Входил в состав редколлегии «Словаря библейского богословия» (СББ).

Очерки Гийе по библейскому богословию собраны им в один том под заголовком «Библейские темы» («Thèmes bibliques», P., 1951). Они посвящены Исходу и странствию в пустыне, учению о благодати, справедливости и истине, Небесном Хлебе и др. проблемам Ветхого и Нового Завета. Идеи Гийе, впервые высказанные им в книге «Иисус Христос вчера и сегодня» («Jésus Christ hier et aujourd’hui», P., 1963), нашли полное выражение в исследовании «Иисус перед лицом Своей жизни и смерти» («Jésus devant sa vie et sa mort», P., 1971). Эта работа касается сложнейшей и ответственной темы: что открыл Христос о Себе ученикам и как в связи с этим развивалась *христология ранней Церкви? Автор признает, что живое свидетельство Христа дошло до нас, будучи преломленным через сознание евангелистов, но в то же время он убежден, что они не исказили Его свидетельства – их слова позволяют приблизиться к подлинной тайне Богочеловека.

Гийе отдает должное попыткам *Бультмана найти новые формы для выражения вечных христианских истин, но в отличие от немецкого критика не считает христологию Нового Завета мифологией. Она теснейшим образом связана с тем, что слышали апостолы от Иисуса, что пережили в общении с Ним и в пасхальном опыте. Парадокс учения Христа о Себе заключается, по словам Гийе, в том, что Он не столько декларирует Свою тайну, сколько побуждает учеников самих найти для нее нужные слова. «Люди должны в самих себе отыскать пути для определения того, Кто такой Иисус, не повторяя этого за Ним, – такова установка синоптиков. В свою очередь, сказанное людьми есть подлинный отголосок того, что Иисус знает о Себе Самом, и в этом заключается схема Иоанна... Эти два направления должны совпадать, и через них должны проступать черты истинной сущности живого Иисуса». Гийе считает, что даже если наименование «Сын Божий» было принято лишь в послепасхальный период (как думал Бультман), оно есть адекватное выражение опыта Церкви, познающей Христа.

Mythe ou Vérité de l’Ecriture Sainte, Toulouse, 1968; A God Who Speaks, Dublin, 1979; в рус. пер.: ст. в СББ: Агнец Божий; Благодарение; Благодать; Бог; Дух Божий; Избрание; Иисус; Сын и Отец, «Символ», 1982, №7.

Рефуле Ф., Иисус – Тот, Кто приходит из иного мира, пер. с франц., «Логос», 1973, №3–4; см. также: WBSA, р.252.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle