прот. Александр Мень

Источник

Второ́го Хра́ма пери́од

Второ́го Хра́ма пери́од, в библейской науке – эпоха священной истории от построения Второго Храма в Иерусалиме (515 до н.э.) до разрушения его римлянами (70 н.э.). Этот отрезок времени имеет специфические. черты, отличающие его от *допленного периода.

Второго Храма период начинается с господства над Палестиной иранской династии Ахеменидов (до 332 до н.э.). В эти годы иудейские владения ограничены маленькой областью Егуд (Иерусалим и его окрестности), которая после устранения Зоровавеля подчинилась персидскому сатрапу Заречной области. После прихода в Сирию Александра Македонского (332) страна включается в его империю, а с 323 примерно по 200 до н.э. подчиняется греко-египетской династии Птолемеев. Около 200 греко-сирийский царь Антиох III из династии Селевкидов устанавливает свое господство над Иудеей. В 160х гонения Антиоха IV Епифана вызывают Маккавейское восстание, которое завершается в 142 основанием династии Хасмонеев. В 140-х Иудея добивается полной политической независимости. Правление Хасмонеев кончается в 63 до н.э., когда Помпей присоединяет Иудею к Римской империи.

В 37–4 до н.э. (при Ироде Великом) страна на время обретает статус полунезависимого царства. В начале 1 в. н.э. она частично управляется тетрархами (потомками Ирода), а частично римскими прокураторами. Последними царями были Ирод Агриппа I (41–44) и Ирод Агриппа II (ок.53–66). В 66 вспыхнуло восстание против Рима, которое кончилось в 70 разгромом Иерусалима и разрушением Второго Храма.

Второго Храма период характеризуется превращением ветхозаветной Церкви в сплоченную Общину, подчиненную духовенству и коллегиям книжников. Со времен Ездры и Неемии весь ее церковно-гражданский строй и быт регулируется уставами Закона и правилами раввинской *галахи. Иранское правительство, Птолемеи и Антиох III не затрагивали внутрицерковной жизни Общины, но Антиох IV (175–164) пытался насильственно искоренить веру Израиля. Эта попытка привела к вооруженному сопротивлению и изгнанию Селевкидов из страны. В тот период разрастается население *диаспоры, которое сохраняет на чужбине законы отеческой религии и связь с Иерусалимом. Одно время высоким авторитетом пользуются *Мужи Великого собора (преимущественно книжники); затем церковная власть переходит к синедрионам (центральный возглавляется первосвященником); синедрионом учителей руководил их «князь» (евр. נשיא, наси́). Городские синедрионы играли роль муниципально-церковных органов власти. В богослужении все большее значение приобретают *синагоги, где наряду с молитвами звучит Слово Божие и проповедь наставников.

В эпоху Второго Храма духовная жизнь Общины приобретает напряженный и интенсивный характер, насыщенный эсхатологическими чаяниями. Многобожие уже перестает быть соблазном, как в допленный период (партия эллинофилов, о которой говорится в 1–2 Макк., увлекалась лишь культурно-бытовыми новшествами, шедшими с Запада). В то же время единство Церкви Ветхого Завета нарушается возникновением *течений и сект. В начале 2 в. до н.э. появляется группа *хасидов (от евр. חסידים, хасиди́м – благочестивые), которая противопоставила эллинофилам верность Закону. Из нее в середине 2 в. до н.э. вышли «товарищества» *фарисеев (от евр. פרושים, перуши́м – отделившиеся), ревнителей отеческих преданий, и орден *ессеев, члены которого стали вести полумонашеский образ жизни в пустыне на берегах Мертвого моря (см. статью *Кумранские тексты). И фарисеи, и ессеи были противниками Хасмонейской династии (поскольку она не принадлежала к роду Давида) и по этой причине подвергались гонениям. Сторонниками Хасмонеев остались *саддукеи (от евр. צדק, це́дек – праведность), в основном выходцы из аристократических семей и высших кругов духовенства. Саддукеи признавали авторитетным только Пятикнижие, отрицательно относясь к новым религиозным идеям (в частности, к вере в воскресение).

Народная жизнь в эту эпоху протекала под сильным влиянием мудрецов (евр. חכמים, хахами́м), учителей и книжников, которые стремились восстановить веру отцов и освятить религиозными обрядами все стороны жизни. Среди книжников существовало два направления. Одни были настроены откровенно сепаратистски и стремились к полному обособлению иудеев от язычников. Другие, напротив, желали проповедовать Единого Бога иноверцам, в результате чего возникли *прозелиты (лица, обращенные в иудейство). Наиболее ярко эта тенденция проявилась в кругах александрийских евреев (см. статью *Филон Александрийский).

Второго Храма период был временем небывалого развития мессианских чаяний, однако единого учения о Мессии не существовало (см. статью *Мессианизм). Представление о нем колебалось от веры в небесное сверхъестественное Существо до надежды на политического вождя, который свергнет иго язычников. Во взаимовлиянии с *апокалиптической литературой стали развиваться *ангелология и демонология.

Второго Храма период характеризуется исключительным развитием библейской и другой религиозной письменности. В это время писали пророки Аггей, Захария, Малахия; были созданы книги: 1–2 Пар., 1–3 Езд., Неем., Есф., Еккл., Сир., Прем., 1–3 Макк. По мнению современных библеистов, книги Дан., Руф., Тов., Иов., Иудиф., Ион. также относятся к периоду Второго Храма. В эту же эпоху, как полагают, приняли окончательную форму Песнь Песней и Притчи Соломоновы. Почти все апокрифы Ветхого Завета созданы на протяжении последних двух веков до н.э. и в начале 1 в. н.э.

У библеистов период Второго Храма не получил однозначной оценки. Одни рассматривают его как время религиозного и литературного упадка (законнический формализм, апокалиптические фантазии). Другие считают, что именно в это время была подготовлена почва для евангельской проповеди (ревность о вере, сотериологические и мессианские чаяния). Хотя духовная атмосфера периода Второго Храма была лишена силы и цельности времен Исайи, тем не менее нельзя отрицать, что ее характеризует высокий религиозный подъем.

Ананьинский Н., Состояние просвещения у палестинских иудеев в последние три века пред Рождеством Христовым, ТКДА, 1865, т.2; свящ. Арсеньев И., Саддукеи, ЧОЛДП, 1911, №1–3; Арфаксадов Ф., Иерусалимский синедрион: Историко-археологические исследования, Каз., 1903; свящ.Боголюбов Н.М., К вопросу о происхождении христианства, «Христианская мысль», 1916, № 1–4; [Булатов С.А.] Состояние иудейских ремесленников во времена земной жизни Иисуса Христа, ТКДА, 1883, №8–9; Вейнберг И.П., Рабы и другие категории зависимых людей в палестинской гражданско-храмовой общине VI-IV вв. до н. э., СПб., вып. 25 (88), 1974; Вильскер Л.Х., Самаритянский язык, М.,1974; Винников И.Н., Самаритянское Пятикнижие и устная палестинская традиция, ПСб., вып.15(78), 1966; Виппер Ю.Ф., Иерусалим и его окрестности времен Иисуса Христа: Историко-географическое описание, М., 18862; Воль А.Л., Побиблейская история евреев от Вавилонского пленения до времен Магомета (586 г. до Р.Х-640 г. по Р.Х.), Вильна, 1882; Генкель Г., О влиянии маздеизма на развитие иудаизма, «Книжки Восхода», 1900, №7–8; Гессен Ю.И., Иуда Маккавей: Исторический очерк, СПб., 1901; Голльманн Г.В., Религия иудеев в эпоху Иисуса, пер. с нем., М.,1908; *Гольцман О., Падение Иудейского государства, пер. с нем., М.,1899; Григорович В., О воспитании еврейского юношества в Ветхом Завете, СПб., 1904; Дмитриевский А.А., Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам. По поводу кн.: [Никитин А.А. Синагоги иудейские как места обществ. богослужения, К.,1891], ПС,1893, №4,5; прот.*Дьяченко Г.М., Приготовление еврейского народа к принятию христианства, ПО, 1884, №5/6; *Иваницкий В.Ф., Иудейско-арамейские папирусы с о. Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета, ТКДА, 1914, №11–12; Каменев В.Ш., Еврейское общество в эпоху Иисуса Христа, «Странник», 1910, №3; Кнопф Р.П., Происхождение и развитие христианских верований в загробную жизнь, пер. с нем., СПб., 908; *Корсунский И.Н., Иудейское толкование Ветхого Завета, М.,1882; его же, Перевод LXX: Его значение в истории греческого языка и словесности, Серг. Пос., 1897; Никитин А.А., Синагоги иудейские как места общественного богослужения, К., 1891; *Никольский Н.М., Иудея в I в. н. э., «Научное слово», 1903, кн.6; Пигулевская Н.В., Из истории социальных и религиозных движений в Палестине в римскую эпоху, в ее кн.: Ближний Восток, Византия, славяне, Л.,1976; *Поснов М.Э., Иудейство (К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время), К., 906; Пятницкий И., Состояние богослужения в роде человеческом перед пришествием Иисуса Христа (У язычников. У иудеев), ДЧ, 1879, №7/8; Раин А.П., Ироды, их династия, главные представители ее и их историческая судьба, «Странник», 1900, №1–3,5–7,9–12; Религиозные секты евреев от падения Иерусалима до наших времен и описание их религиозных обрядов, по Иосту, пер. с нем., М.,1864; *Ренан Э., Разорение Иерусалима, пер. с франц., М.,1886; Светлов Э. [прот.Мень А.], На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983 (В поисках Пути, Истины и Жизни, т.6); Скарданицкий Г., Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религиозной жизни иудейства пред явлением Христа, К.,1905; Хашкес М.Я. (псевд.: Мибихов М.Я.), История еврейского народа: От Вавилонского пленения до первой эпохи танаев, СПб., 1901; Штэрк А., Иудейство и эллинизм, в кн.: Христианство в освещении протестантских теологов, сб.ст., пер. с нем., СПб., 1914; Ъ., О суевериях евреев в связи с наукой предсказаний у халдеев, ЧОЛДП, 1880, №1. См. также статьи об указанных в тексте библеских книгах и статьи: *Апокрифы; *Апокалиптическая литература; *Канон Священного Писания. Библиография на иностранных языках см.: Schürer E., The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, vol.1–2, Edin., 1973–1979.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle