прот. Александр Мень

Источник

Виссарио́н

Виссарио́н (Василий Петрович Нечаев), епископ (1822–1905), духовный писатель, проповедник, экзегет. Родился в Тульской губернии в семье диакона. Окончил Тульскую Духовную семинарию и как лучший ученик был направлен в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1848. Большое влияние на Виссариона оказали митрополит *Филарет (Дроздов) и *Горский, учеником которого он был и под руководством которого написал свою магистерскую диссертацию «Св. Димитрий, митрополит Ростовский» (М., 1849). Работа получила высокую оценку церковных и светских специалистов. В 1848–1852 преподавал в Тульской и Вифанской Духовной семинарии (близ Сергиева Посада). Среди предметов, которые он вел, был курс библейской истории, греческого языка и Священного Писания. В 1853 рукоположен во священника и назначен (1855) настоятелем московского храма Николы в Толмачах.

Сочетание академической эрудиции и неутомимого трудолюбия пастыря-проповедника отличает его литературно-богословское творчество. В 1860 одаренный священник приглашен в новосозданный журнал «Душеполезное чтение», в котором он проработал 46 лет, с 1866 – в качестве главного редактора и издателя. Основные библейские труды Виссариона выходили первоначально именно в этом журнале. Виссарион принимал активное участие в деятельности «Общества любителей духовного просвещения», основанного по благословению митрополита Филарета (многие темы бесед в этом обществе были посвящены Писанию, и сами беседы печатались в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», М., Серг.Пос., 1863–1917). В 1889 после смерти жены пострижен с именем Виссарион и в том же году хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1891 Виссарион получил самостоятельную Костромскую кафедру, которой управлял до конца своих дней.

Виссарион написал толкования почти на все ветхозаветные книги, но эти толкования имели характерную особенность: владыка брал книги не целиком, а те их части, которые читались за богослужением (*паремии). Свою задачу автор видел не в отвлеченных научных исследованиях священного текста, а в разъяснении его смысла рядовому читателю. Поэтому в его толкованиях нет тяжеловесного научного аппарата: комментарии написаны простым языком, чуждым витиеватости, свойственной многим богословам и проповедникам той эпохи. Преосвященный комментатор, по отзывам современников, «соединял в себе те редкие дарования, которые требуются от толкователя Священного Писания, именно: знание древних и новых языков, основательное знакомство со святоотеческими толкованиями и дар различения духов, помогавший ему не теряться среди множества иноверных толкований». Его комментарии к паремиям считались чтением «увлекательным не только для простого читателя, но и для ученого богослова, утомленного чтением сухих иностранных толкований». Иными словами, труд Виссариона был одновременно трудом экзегета и трудом благовестника, для которого вопросы библеистики не заслоняли его главной задачи – возвещать людям Слово Божие.

Кроме библейских толкований Виссарион издал также изъяснение к богослужению, проповеди и беседы.

Толкование на паримии из Книги Бытия, М., 1871; Толкования на паримии из Книг Моисеевых, М., 1876; Толкование на паримии из Книг: Иисуса Навина, Судей, Царств, Иова и Паралипоменон, М., 1884; Толкование на паримии из Кн. Притчей и из Кн. Премудрости Соломоновой, М., 1888; Толкование на паримии из Кн. пророка Исайи, М., 1890; Толкование на паримии из Книг пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии и Малахии, М., 1892; Толкование на паримии из новозаветных книг, М., 1895; Изъяснение молитвы Господней, М., 1892.

Вольгин А., Памяти епископа В.Нечаева, ЖМП, 1972, №2; *Корсунский И.Н., Преосвященный Виссарион, епископ Костромской: По случаю 50-летнего юбилея церковно-общественной его деятельности, М.,1898; ПБЭ, т.3, с.513–516.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle