Вике́нтий
Вике́нтий (Vicentius) Лиринский, прп. (умер около 450), западный отец Церкви. Родился в Галлии. Около 426, оставив военную службу, поселился в уединенной обители на о.Лирин. Викентий много размышлял о нестроениях и ересях, волновавших Церковь. Результатом этих размышлений стал трактат Викентия «Против еретиков», появившийся под псевдонимом «Перегрин» (Peregrinus, странник). Труд этот сохранился в неполном виде (рус. пер.: Памятные записки, Каз., 1863).
В отличие от других произведений антиеретической полемической литературы книга Викентия не столько опровергает заблуждения, сколько ставит перед собой цель сформулировать основные критерии истинности христианского учения. «Если я или другой кто, – писал Викентий, – захотел бы узнать обманы и избежать козней появляющихся еретиков и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощию Божией, оградить свою веру двояким образом: во-первых, авторитетом Священного Писания, во-вторых, Преданием Вселенской Церкви» (I, 2). Таким образом, Викентию принадлежит формулировка учения о двух источниках вероучения. Позднее в богословии это учение было развито в сторону признания большего единства Писания и *Предания (Библия как часть Предания в широком смысле слова). Спорным оказался тезис Викентия о Предании, которое он определяет как то, «во что верили повсюду, всегда, все» (там же), поскольку целостное учение Церкви, ее Предание, не было застывшим сводом истин, данных апостолам, а раскрывалось в процессе живой динамики церковной истории. Однако глубокая правота Викентия заключалась в призыве сохранять верность преемственности учения (в доказательство он ссылается на Гал.1:9).
Особенную трудность для Викентия представлял тот факт, что еретики, как и православные, апеллировали к Библии (в полемике с ними Викентий в духе времени был весьма резок, называя их «бешеными собаками» и т. п.). «Что же, скажет кто-нибудь, – спрашивал Викентий, – делать людям православным, сынам матери Церкви, когда божественными глаголами, изречениями, обетованиями пользуются и диавол, и ученики его, из которых одни – лжеапостолы, другие – лжепророки и лжеучители, а все вообще – еретики? Как им отличить истину от лжи в виду изречений Священного Писания?» (I, 27), и на этот вопрос сам давал ответ: следует «наблюдать, чтобы Священное Писание истолковывалось согласно с преданиями всей Церкви и по указаниям вселенского догматического учения» (там же). В то же время Викентий отмечал, что ориентация на Предание и церковное учительство должна соблюдаться «не относительно всех каких-либо маловажных вопросов (выделение наше – А. М.) Божественного закона, но главным образом только касательно правил веры» (I, 28). Из этого явствует, что рекомендации Викентия ограничиваются в основном догматической стороной экзегезы, не стесняя ее свободы в частностях (исторических, филологических и др.).
♦ Migne. PL, t.50.
• *Гарнак А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб. [1911], т.6; Петрушевский В., Учение Викентия Лиринского о Священном Предании, «Руководство для сельских пастырей», 1896, т.1, № 16, т.2, №20,23; ПБЭ, т.3, с.446–454; свящ. Филевский И., Св. Викентий Лиринский о священном Предании и его значении, «Странник», 1896, №9–12, 1897, №1–4; NCE, v.14.