А́йссфельдт
А́йссфельдт (Eissfeldt) Отто (1887–1973), немецкий протестантский библеист. Родился в Нортхейме. Окончил Берлинский университет. Ученик *Велльхаузена и *Гункеля. Был профессором кафедры Ветхого Завета в ун-те в Галле (1921–1957). Редактор переработанного *критического издания Ветхого Завета («Biblia Hebraica» Р.*Киттеля) и многотомного комментария на Ветхий Завет. Работал преимущественно как историк и критик, развивая традиции *религиозно-исторической школы.
Большую известность Айссфельдту принес его труд «Введение в Ветхий Завет» («Einleitung in das AT», Lpz., 1934; Tüb., 19764). В нем подведен итог исагогическим исследованиям на Западе за истекшие два столетия. Айссфельдт был сторонником *документарной теории происхождения Пятикнижия. Он дополнил ее гипотезой об особом *источнике, вошедшем в *Яхвистическую традицию. С этим источником ученый связывал совокупность преданий, давших материал для *Пролога Книги Бытия. Поскольку, по мнению Айссфельдта, запись этих преданий вышла не из кругов духовенства или *пророков, а имела «светское» происхождение, он обозначил этот документ буквой L (от лат. laicus – мирянин). Излагая свой вариант документарной теории, Айссфельдт отмечал, что вся концепция «исходных документов» сугубо гипотетическая и не может претендовать на твердую доказательность. Касаясь общего содержания Ветхого Завета, Айссфельдт говорил, что в нем господствует центральная мысль: мир не остался таким, каким его создал Бог, он перестал быть совершенным. Но и в таком виде он не брошен на произвол судьбы. Творец постоянно преодолевает препятствия, создаваемые грехом, и ведет историю к полноте и завершению.
♦ Hexateuch-Synopse, Lpz., 1922; Die Genesis der Genesis, Tüb., 19612; Kleine Schriften, Bd.1–6, Tüb., 1962–1979. А. также написал множество статей для RGG и IDB.
• Enc.Kat., t.4, s.763; RB, 1958, №65; CBQ, 1957, №19.