прот. Александр Мень

Источник

Вару́ха проро́ка кни́га

Вару́ха проро́ка кни́га. Принадлежит к числу *неканонических книг Ветхого Завета. Написана от лица Варуха (евр. ברוך, бару́х), сына Нирии, ученика пророка Иеремии. Разделяется на 5 глав. В Библии книга пророка Варуха помещена после Книги Плача и Послания Иеремии. Сохранилась лишь в переводе на греческий язык. Епископ *Антонин (Грановский) пытался доказать существование еврейского оригинала и даже дал его гипотетическую реконструкцию. Но в настоящее время большинство библеистов считает, что на еврейском (или на арамейском) языке могли быть написаны лишь отдельные части книги. В *Вульгате книга пророка Варуха составляет одно целое с Посланием Иеремии.

Содержание книги пророка Варуха содержит ряд молитв и размышлений иудеев-изгнанников, живших на чужбине. Книгу можно разделить на 4 части: 1) историческое вступление (Вар.1:1–14); 2) покаянная молитва (Вар.1:15–3:8); 3) прославление истинной мудрости (Вар.3:9–4:4); 4) утешительное обетование народу Божьему (Вар.4:5–5:9). 1–2-я части – прозаические, 3–4-я части написаны в духе пророческого гимна.

Духовный смысл. Книга пророка Варуха есть свидетельство покаяния и надежды. Ветхозаветная Церковь в годину бедствия призывается к осознанию своих грехов. Сетования книги лишены оттенка ропота. Все совершающееся в конечном счете подвластно Богу, а Он – источник правды и милосердия. Человек не может постигнуть всех тайн Провидения: нужно лишь с верой признать, что «у Господа Бога нашего – правда» (Вар.1:15), в Нем – «источник премудрости» (Вар.3:12), которую не могут познать «князья народов», могучие, разумные, богатые, «владевшие зверями земными». Человеческая мудрость – ничто, если она не устремлена к Премудрости Господа. Все, гордившиеся своей силой и мудростью, «исчезли и сошли в ад» – преисподнюю (Вар.3:19).

Варух именует Бога «Вечным». Слово это в роли наименования Бога (как существительного) в еврейских библейских текстах не встречается. Епископ Антонин считал, что в оригинале ему соответствовали слова *Элохим и *Эль, хотя и указывал на мнение тех, кто отдает предпочтение имени Яхве (см. статью *Имена Божьи). В любом случае автор или переводчик хотели подчеркнуть высшую власть Господа, Который бесконечно превосходит все преходящее и тленное. Он непостижим, но открыл Себя и «явился на земле» (Вар.3:38), т. е. возвестил Свою волю через пророков и Закон. Закон есть «книга заповедей Божиих»; они «пребывают вовек» (Вар.4:1). Нарушившим Закон некого винить, кроме самих себя.

Они знали Бога,

Который посылает свет, и он идет,

призвал его, и он послушался Его с трепетом;

и звезды воссияли на стражах своих,

и возвеселились...

Сей есть Бог наш,

и никто другой не сравнится с Ним.

(Вар.3:33 сл.)

Но если вина перед Небом ввергает непокорных в пучину бед, Сам же Господь и избавляет их после покаяния.

Ибо Тот, который навел на вас сии бедствия,

наведет на вас вечное веселье со спасением.

(Вар.4:29)

Учение Варуха во многом напоминает проповедь, которая звучит в полных надежды главах Книги пророка Исайи (Вар.40–55). Мудрец учит о соотношении Божьей правды и неправды человеческой, утешая тех, кто поддавался отчаянию и унынию.

Автор и датировка книги. Вступление книги пророка Варуха датирует ее эпохой Навуходоносора II (604–562 до н.э.). Именно тогда среди изгнанников-иудеев жил Варух, ученик пророка Иеремии, который собирал писания своего учителя. Нет серьезных оснований отрицать принадлежность оригинала книги (или частей ее) самому Варуху. Автор обращается к людям, живущим в Плену. Он не знает еще учения о воскресении мертвых, которое появилось в Ветхом Завете лишь после 4 в. до н.э. Однако упоминание «книги Закона» может отражать более позднюю эпоху (время Ездры). По словам Н.П.*Розанова, авторство Варуха – «вопрос, еще не решенный окончательно» (ТБ, т. VI, с. 175). Во всяком случае, большинство библеистов считают, что первоначальный текст был расширен и переработан около 3 в. до н.э.

Архим.*Антонин (Грановский), Книга пророка Варуха, СПб., 1902; [*Елеонский Н.] Следует ли считать Книгу пророка Варуха каноническою или ее должно отнести к разряду неканонических, ЧОЛДП, 1877, № 3; [Икономос К.] О песне трех отроков и Книге пророка Варуха, сокр. пер. с греч., ВЧ, 1847/1848, № 45; Сестрениевич А., Книга пророка Варуха, ЧОЛДП, 1889, №2; NCCS, р.628–631.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle