прот. Александр Мень

Источник

Валенти́н

Валенти́н (Valentinus) (ок.100-ок.161), античный мыслитель, один из крупнейших авторов *гностических писаний. Родился и получил образование в Египте, где и принял христианство. Мировоззрение Валентина сложилось под влиянием *Василида, но сам он считал себя наследником тайного апостольского предания, которое воспринял от некоего Феоды, якобы знавшего апостола Павла. Уже в Александрии у Валентина появились последователи: особой популярностью он стал пользоваться в Риме, куда прибыл в 40-е гг. 2 в. Был даже момент, когда его прочили на место римского епископа, но этому воспротивились защитники православия, в частности, мч.*Иустин Философ. По некоторым сведениям, Валентин был отлучен от Церкви. Умер он на о.Кипр. Хотя Валентин был отвергнут как лжеучитель, однако довольно долго существовали группы его ревностных приверженцев.

Доктрина Валентина не так мрачна и пессимистична, как доктрина Василида, но в целом весьма близка к ней. Оба гностика рассматривают мир как эманацию высшего непостижимого Божества (бездны). Из бездны попарно родились 30 духовных начал – эонов (греч. αίών – век, вечность), составляющих полноту вторичного бытия плеромы (греч. πλήρωμα – полнота). Плерома стремится обрести единство с бездной. Один из эонов, мудрость (Σοφία), в страстном порыве к Единому нарушает гармонию плеромы и порождает жалкий мир материи. Для восстановления равновесия два высших эона – Христос и Св. Дух – явились в мир. Они открыли тайну гармонии и полноты. К этой тайне приобщаются избранные и посвященные, которые освобождаются от уз материи через высшее мистическое знание (гнозис).

Свое учение Валентин изложил в книге «Евангелие Истины» (найдена в 1945 в Египте близ г.Наг-Хаммади). Христос изображен в ней как небесное Существо, которое имело лишь «подобие плоти» и стремилось раскрыть людям глаза на их духовную природу. «Он дал им свет. Он дал им путь. Этот путь – истина, которой Он учил». Спасение человека – в пробуждении от сна, а сон – это земная жизнь, полная страданий. Спасение в том, чтобы осознать себя единосущным миру небесной плеромы. Эти идеи, разительно напоминающие греко-индийскую мистику, по своему существу глубоко чужды апостольскому преданию о Христе.

The Nag Hammadi Library in English, Ed. J. M. Robinson, Leiden, 1977.

ПБЭ, т.3, с.106–108; *Соловьев В. С., Валентин и валентиниане, Собр. соч., СПб., 19142, т. 10; см. также библиогр. к статье *Гностические писания.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle