прот. Александр Мень

Источник

Буйе́

Буйе́ (Bouyer) Луи, иеромонах (1913–2004), французский католический богослов. Родился в Париже в семье протестанта. Получил богословское образование в Страсбурге и Париже, затем стал лютеранским пастором. Размышления над природой Церкви привели Буйе в 1939 к католицизму. По собственному признанию, он «пришел к католической вере и, наконец, к священству в Римской Церкви прежде всего под влиянием православных авторов». Свой переход Буйе не считал отречением от протестантизма, а путем для раскрытия тех возможностей, которые в нем самом заложены. После изучения богословия в Парижском католическом институте (1942–1946) Буйе вступил в монашескую конгрегацию Ораторианцев (рукоположен в сан священника в 1944). В течение ряда лет Буйе преподавал в различных французских университетах, читал лекции в США. С 1961 поселился в Люцернском аббатстве (Нормандия).

«О. Буйе – профессор, всегда готовый помочь своим ученикам, верный друг, молитвенник, человек, беззаветно преданный Церкви Христовой. Не щадя себя, он отдает на служение Церкви свой ум, культуру и работоспособность» (А. Хольстейн).

Буйе – автор ряда фундаментальных трудов по богословию, среди которых первое место занимают «История христианской духовности» («L’Histoire de la spiritualité chrétienne», t.1–3, P., 1960) и «Церковь Божья» («LTglise de Dieu, corps du Christ et Temple de l’esprit», P., 1970). Произведения Буйе отличаются тем, что в них научные вопросы никогда не заслоняют духовной основы богословствования.

К области библеистики относится работа «О Библии и Евангелии» («La Bible et L’Evangile», P., 1951; рус. пер.: Брюссель, 1965). Это один из самых глубоких очерков библейского богословия, написанных с католической точки зрения. Рассматривая *Откровение обоих Заветов как последовательные фазы, Буйе делает акцент на двух важнейших проблемах: углубленном изучении основных понятий библейской религии (Завет, Слово, Обетование, Исход, Царство и т.д.) и исследовании роли ветхозаветного *Предания как звена между двумя Заветами. Он показывает, что Священное Писание никогда не было чем-то самодовлеющим (как считают протестанты); оно всегда формировалось и жило в лоне непрерывной священной традиции. Именно она обусловливает «единство и непрерывность развития народа Божия с его основным законом жизни, идущие от Ветхого Завета к Новому». Многообразие Предания не нарушает его фундаментальной цельности. Предание не противопоставлялось Общине, а было неотделимо от нее. «Учение пророков, например, каким оно сохранено нам в писаной Библии, нельзя отделять от его восприятия и усвоения благочестивыми израильтянами того времени и последующих поколений так же точно, как нельзя учение, содержащееся в посланиях апостола Павла, отрывать от живого опыта первоначальной Церкви».

Буйе призывает изучать Предание ветхозаветной Церкви, чтобы осмыслить внутреннее единство истории спасения. «Христианство, – отмечает он, – смыкается с Ветхим Заветом только в свете раввинистических толкований. Чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить их с толкованиями апостола Павла или апостола Матфея. Отрицать значение этого промежуточного звена, значит поставить под вопрос прочность всей цепи».

Признавая выводы *новой исагогики Ветхого Завета, Буйе гораздо сдержаннее относится к современной датировке Нового Завета, который он, в отличие от многих критиков, считает хронологически более близким к первоначальной Общине.

В книге «Церковь Божья» Буйе проводит мысли, аналогичные тем, что он высказал в «Библии и Евангелии». Он возводит основание Церкви к призванию Авраама, которое положило начало той религиозной общности, в которой через века прозвучало слово Богочеловека, Основателя и Установителя Нового Завета. Таким образом, Ветхий Завет становится своего рода предысторией христианской Церкви, ее прообразом. Анализ природы Церкви Ветхого Завета в ее историческом движении помогает Буйе подойти к тайне Церкви Христовой. Свое отношение к исагогической проблемам Буйе выражает с самого начала кратким замечанием: «Следует подчеркнуть, что археологические открытия говорят о точном соответствии описываемого в Библии историческим условиям того времени и с чисто исторических позиций заставляют признать объективность того, что отвергала школа Велльхаузена».

La spiritualité du Nouveau Testament et des Pères, P., 1960; в рус. пер.: «Землетрясение» в области новозаветной критики, «Символ», 1981, № 6; Католичество и Православие, «Логос», 1978, № 29–32.

Хольстейн А., Отец Луи Буйе, «Логос», 1972, № 3.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle