прот. Александр Мень

Источник

Бра́ун

Бра́ун (Brown) Реймонд, священник (1928–1998), американский католический специалист по экзегетике Нового Завета. Родился в Нью-Йорке. Окончил ряд духовных учебных заведений. Удостоен научных званий многими университетами разных стран мира. Профессор кафедры Нового Завета в семинарии св. Марии. Браун был председателем Ассоциации по изучению Библии. С 1972 член Папской библейской комиссии. Принимал участие в редактировании «Новой католической энциклопедии» (NCE), где ему принадлежат статьи о Евангелии от Иоанна, *аллегориях, *притчах и тайне в Библии. Браун был одним из трех главных редакторов Иеронимовского библейского комментария (JBC; см. статью *Комментарии библейские), для которого он написал разделы: «Апокрифы», «Тексты и перевод» (в соавторстве), «Герменевтика», «Церковные постановления» (в соавторстве), «Библейская география» (в соавторстве), «Аспекты новозаветной мысли» (в соавторстве).

Одна из ранних работ Брауна – «Полнота смысла Священного Писания» («The Sensus Plenior of Sacred Scripture», Baltimore, 1955) – рассматривает вопрос о более полном и глубоком смысле Библии, который не до конца осознавался самими священными писателями и имел своим источником божественное вдохновение. Наличие такой *полноты смысла позволяет Церкви и ее богословам находить в Писании неисчерпаемую глубину.

Главный труд Брауна – «Ев. от Иоанна» («The Gospel according to John», vol. 1–2, L., 1971, origin. publ., N.Y., 1966); книга составляет тт. 29–30 интерконфессиональной *Толковой Библии («The Anchor Bible»). В обширном введении автор всесторонне освещает исагогические проблемы 4-го Евангелия (историю исследований, связь с религиозной мыслью эпохи, авторство, датировку, язык, стиль, композицию Евангелия от Иоанна). Браун считает, что нет научных оснований оспаривать традицию об апостоле Иоанне как авторе 4-го Евангелия, но предлагает различать «автора» и «писателя». Апостол, по его мнению, был, скорее всего, автором в широком смысле слова, а записано Евангелие было его учениками. Браун предполагает 5 стадий, через которые прошло Иоанново предание: 1. Начало всему было положено исходным материалом, не связанным с синоптической традицией (апостол Иоанн). 2. Первые записи, сделанные при жизни апостола и вскоре после его смерти. 3. Изложение этих записей в последовательной форме; Браун называет составителя этого варианта «евангелистом». 4. Обработка текста «евангелиста» в связи с новыми проблемами, стоявшими перед Церковью. 5. Окончательная форма 4-го Евангелия – труд человека, который условно назван «редактором». Завершение 5-й стадии Браун, согласно традиции, относит к 90-м гг. 1 в.

Далее следует толкование текста, который разбит на несколько разделов (Пролог, Книга *знамений, Книга славы, Эпилог), а каждый такой раздел – на более мелкие части. Перевод этих частей сопровождается подробнейшими экзегетическими примечаниями, за которыми следуют общий комментарий, комментарий детальный и рассмотрение отдельных богословских и исторических проблем, связанных с текстом. Все части снабжены библиографией. В этом труде подход к Евангелию как к Слову Божьему сочетается с высоким научным уровнем исследования.

Вопрос о связи Евангелия от Иоанна с кумранской традицией специально рассмотрен Брауном в «Новозаветных очерках» («New Testament Essays», L.-Dublin, 1965). Изучение евангельских рассказов о Рождестве Христовом представлено в труде Брауна «Рождение Мессии» («The Birth of the Messiah: A Commentary on the Infancy Narratives in Matthew and Luke», L.-Garden City (N.Y.), 1977). В этой книге, рассчитанной не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, Браун с присущим ему талантом показывает, что рождественские сказания не только сообщают о великом историческом факте, но и несут в себе возвышенное богословское учение.

Jesus: God and Man, Milwaukee, 1967; The Virginal Conception and Bodily Resurrection of Jesus, N.Y., 1973; The Critical Meaning of the Bible, N.Y., 1981; Recent Discoveries and the Biblical World, Wilmington, 1983; в рус. пер.: Словосочетание «Ego eimi» в Четвертом Евангелии, «Символ», 1985, №13; Проблема историчности в Евангелии от Иоанна, «Символ», 1986, №15.

WBSA, p. 2.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle