прот. Александр Мень

Источник

Бо́рнкамм

Бо́рнкамм (Bornkamm) Гюнтер (1905–1990), немецкий протестантский богослов и экзегет. Ученик *Бультмана. Родился в Гёрлице. Учился в Марбурге и Гейдельберге. В годы Третьего рейха был одним из идеологов «Исповеднической церкви», которая занимала активную антинацистскую позицию. В 1946 был экстраординарным профессором в Геттингене. С 1949 состоял ординарным профессором кафедры новозаветной экзегетики в Гейдельбергском университете. Во время войны был пастором в Мюнстере и Дортмунде.

В процессе своих исследований Борнкамм стал постепенно отходить от позиций бультманизма. С одной стороны, в отличие от метода *«истории форм» школы, которая видела в Евангелиях лишь отражение анонимного церковного Предания, Борнкамм обратил большое внимание на труд самих евангелистов. В своем толковании рассказа о буре в Евангелии от Матфея он выдвинул тезис о том, что евангелист Матфей был не только передатчиком традиции, но и «наиболее ранним экзегетом» Церкви, богословски осмыслявшим первоначальное предание. Тем самым Борнкамм положил начало *«истории редакций» школе. С другой стороны, он выступил против мнения Бультмана об относительно слабой связи между Иисусом Христом и Общиной.

В своей книге «Иисус Назарянин» («Jesus von Nazareth», Stuttg., 1956) Б. защищал тезис о том, что «Евангелия позволяют нам видеть историческую личность Иисуса в Его непосредственной мощи». Именно «изумительный царственный облик Христа» (а не отвлеченная идея веры) был высшим авторитетом для апостолов и евангелистов; поэтому, вопреки Бультману, Борнкамм признает, что первохристиан живо интересовали как речения Спасителя, так и события Его жизни. Однако в центре всего стояло Воскресение. Оно явилось для учеников свидетельством того, что Иисус есть Господь. «Нужно было,– пишет Борнкамм, – вывернуть наизнанку все пасхальные повествования, чтобы создать фразу Фауста: “Они прославили Воскресение Господне потому, что воскресли сами”. Но ученики вовсе не воскресли. Вот что они чувствовали – сперва в трепете и страхе, а затем в радости и ликовании – они, ученики, были отданы смерти, а Распятый и Погребенный жив!»

Работы Борнкамма и их тенденция характерны для т.н. постбультмановского периода в изучении Нового Завета.

Handbuch zum Neuen Testament, Tüb., 1949 (англ. пер.: The New Testament: A Guide to its Writings, Phil., 1973); Überlieferung und Auslegung im Matthä usevnngelium, Neukirchen, 1960; (англ. пер.: Tradition and Interpretation in Matthew, L., 1963); Paulus, Stuttg., 1969 (англ. пер.: Paul, L., 1971); Geschichte und Glaube, t.1, Münch., 1968.

*Brown R., After the Elections, What?, «Christianity and Crisis», N.Y.,1970, v.30; *Perrin N., What is Redaction Criticism?, Phil., 1982; RGG, Bd.7, S.31.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle