Болга́рская библеи́стика
Болга́рская библеи́стика, изучение Священного Писания богословами и экзегетами Болгарской Православной Церкви. Болгарская библеистика развилась в рамках культурного возрождения, которое последовало за освободительной войной 1877–1878 и созданием независимой Болгарии. В 1918 священник Д.Монов создал 2-томную тематическую *симфонию к Библии. Однако издать ее было решено лишь после публикации нового болгарского перевода Священного Писания (1925). Книга Д.Монова вышла под названием «Изложение Библията по предмети» (1928). В нее вошли выдержки из Библии, разбитые на 333 темы. Составитель широко пользовался трудами русских библеистов (*Дьяченко, *Михайловского и др.).
В 1923 по постановлению правительства при Софийском университете был образован богословских факультет, который позже (1950) был выделен в самостоятельное учебное заведение – Духовную академию им. св. Климента Охридского. С тех пор эта богословская школа и стала центром Болгарской библеистики. В ее становлении принимали деятельное участие русские библеисты (*Глубоковский, А.*Рождественский, *Поснов). В дальнейшем влияние русской экзегетики оставалось в Болгарии определяющим. Богословский факультет и Духовная академия опубликовали большое число работ по библеистике. Среди ведущих экзегетов первого поколения следует упомянуть *Марковского, *Гяурова и *Пиперова, а из современных – *Шиварова и *Волчанова. Работы их охватывают обширный перечень тем от проблем библейских *жанров, библейского *богословия и *исагогики до *археологии и экзегезы Священного Писания. Своей главной задачей болгарские библеисты считают разработку православной библеистики, которая бы отвечала учению Церкви и современному уровню богословской науки.
• ГДА, 1956–1957, 1978; Игнатьев А., 50-летие Болгарской высшей духовной школы: 1923–1973, ЖМП, 1973, №8.