прот. Александр Мень

Источник

Богочелове́ческая приро́да свяще́нного писа́ния

Богочелове́ческая приро́да свяще́нного писа́ния. Если секулярный гуманизм утверждает, что единственной ценностью является человек, а дохристианские и нехристианские религии нередко принижают его достоинство, то христианство и Библия учат о Завете, в котором осуществляется союз Предвечного и человека, причем последнему отводится активная роль соучастника Домостроительства Божьего. Таким образом, провозвестие Церкви и Библии есть богочеловеческое провозвестие. Высшей точки Завет достигает в момент Боговоплощения, когда «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин.1:14). Догматическое определение этой тайны дано на IV *Вселенском соборе (Халкидон, 451), который исповедал веру в богочеловечество Христа Спасителя. Халкидонский догмат, широко истолкованный, стал надежным ориентиром для Церкви, ограждая ее от монофизитских уклонений. Этот догмат выходит за пределы собственно *Христологии, позволяя рассматривать все бытие Церкви как богочеловеческое. «Очами веры и в духовном опыте, – говорил *Карташев, – мы удостаиваемся изнутри церковного откровения узреть, по аналогии с существом Халкидонского догмата, истинно кафолический, православный путь неизбежного, героического, ибо антиномического, сочетания Божеского и человеческого начал» (ПМ, вып.IX, 1953, с.89). В русской религиозной мысли тема богочеловечества была с исключительно вдохновенной силой раскрыта Вл.*Соловьевым и его преемниками (Вл. Соловьев первым связал Богочеловеческая природа священного писания с Халкидонским догматом). Идея богочеловечества является обоснованием христианского гуманизма, который видит величие человека именно в дарованной ему возможности соучаствовать в замыслах Божиих.

Богочеловеческую природу имеет вся жизнь Церкви в целом, в т.ч. и таинства (сочетающие действие человека и действие Духа Божьего), и Библия (как важнейшая часть церковного Предания). Будучи Словом Божьим, Библия в то же время передает это Слово в Синергизме небесного и земного. *Откровение преломляется через личность священного автора, который при этом остается самим собой (черты характера, дарования, взгляды и представления, влияние эпохи и т.д.). Таинственное сочетание этих двух элементов и является сущностью Богочеловеческой природы священного писания.

*Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; еп.*Кассиан (Безобразов), Принципы православного изучения Слова Божия, «Путь», 1928, №13; прот. Чельцов М., О человеческих привнесениях в Библии, «Христианская мысль», 1916, №6; Levie J., La Bible, parole humaine et message de Dieu, P.-Louvain, 1958. См. также статьи: *Боговдохновенность Священного Писания; *Жанры литературные в Библии; *Источники, письменные и устные, священных книг; *Откровение библейское.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle