прот. Александр Мень

Источник

Бёме

Бёме (Böhme) Якоб (1575–1624), немецкий протестантский мыслитель.

Родился в Силезии в зажиточной крестьянской семье. Обучившись ремеслу сапожника, поселился в Гёрлице, где и провел большую часть жизни. Под влиянием пастора Мартина Меллера, стремившегося преобразовать лютеранское учение, Бёме стал знакомиться с мистической натурфилософской и алхимической литературой. Особенно волновала его проблема зла и *теодицеи. Решение ее было подсказано Бёме не столько книгами, сколько личным мистическим опытом. По свидетельству самого Бёме, дважды (в 1600 и 1610) он пережил состояния озарения, когда ему открылась сущность вещей. Пытаясь передать этот опыт, Бёме написал книгу «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» («Morgenröte im Aufgang oder Aurora», [S.l.], 1612). По форме она представляла собой род толкования на *Шестоднев. Несмотря на перегруженность астрологической и алхимической терминологиями, на запутанность изложения, странные образы и темные *аллегории, этот труд обладает огромной поэтической силой и глубиной мысли.

Гегель считал Бёме самородком, положившим начало оригинальной немецкой философии. Размышления Бёме начинаются с тайны *грехопадения. Одним из первых среди толкователей Библии он отверг мысль, будто зло явилось в природе в результате Адамова непослушания. Когда был сотворен человек, единый организм природы, «древо» ее, было уже раздираемо противоположными силами. «Нет ничего в природе, что не заключало бы внутри себя доброго и злого; все движется и живет в этом двояком побуждении». Полярность мира проистекает из Бога, в Котором потенциально пребывает все. Вселенная полна динамики, огня, вечного «кипения»; и в Самом Боге нельзя видеть неподвижное Начало. Сокровенный Отец, проявляя Себя в Слове (Сыне), соединяет тайну этого проявления со Своей непостижимой сущностью через Духа. Его силы рождают мир. «Из сил Божиих возникло небо; из неба возникли звезды; из звезд возникли стихии; из стихий возникли земля и твари».

Этот богословский эволюционизм Бёме местами приближается к пантеизму, хотя последовательным пантеистом Бёме не был. Его мысли свойственны антиномичность, парадоксальность, недосказанность. По мнению Бёме, противоположности, когда они заключены в Божестве, имеют гармоничный характер. Когда же свободная воля духовных существ пыталась подняться выше Бога, полярности приобрели мучительный, темный характер. Падение Люцифера в силу взаимосвязанности всех уровней творения сказалось и на Вселенной в целом. Но эта катастрофа ее не погубила. «Ибо земная и поврежденная природа от начала своего сотворения и до сего дня непрестанно трудилась над тем, чтобы мочь произвести небесные образы, как в земле, так и в людях и зверях». Этот процесс Бёме сравнивает с муками рождения. Он решительно отвергает учение *Кальвина о предопределении. Человеку дарована свобода, несмотря на то, что «вещество, из которого был создан Адам, было несколько заражено диавольским недугом». Человек мог преодолеть это темное начало, но поддался искушению, которое поработило его. Спасение человеку принес Сам Бог, воплотившись в Иисусе Христе. Через Него свет проникает в падший мир. Он есть заря нового бытия, которая брезжит во всем, что есть доброго в человеке. «Все люди таковы, будь они христиане, иудеи, турки или язычники; в ком есть любовь и кротость, в том есть и свет Божий». Заря Христова предшествует великому Дню, когда зло в мире будет окончательно побеждено.

В своих последующих писаниях, в частности в «Теоскопии», вошедшей в сборник «Христософия» (Chrtistosophia, [S.l.], 1624), Бёме углубил свое учение о противоположностях. Пока Бог представляет собой неизреченную «Бездну» («Abgrund»), Он не может стать Творцом. Тайна Триипостасности есть саморазличение в Боге, которое же производит противоположности в твари, – искажаясь, она рождает зло, а устремляясь к Богу, – добро. Творение и искупление есть единый процесс, полный борьбы, «буйства», надежды и великого завершения.

Книги Бёме вызвали гонения против него со стороны лютеранских ортодоксов. Его даже пытались изгнать из Гёрлица. Позднее идеи Бёме, несмотря на то, что они чужды строгой философской и богословской логики, оказали большое влияние на европейскую мысль, в частности на Гегеля, *Шеллинга, А.Шопенгауэра, Ф.Баадера, Вл.*Соловьева, *Бердяева. В Россию его книги проникли уже в конце 17 в. и были полностью переведены в 18 в. (изданы лишь частично). Архиеп. Филарет (Гумилевский) находил рукописи его трудов даже в крестьянских домах. На некоторых была надпись «иже во святых отца нашего Иакова Бемена».

Sämmtliche Schriften, Bd.1–11, Stuttg., 1955–1961; в рус. пер.: Christosophia, или Путь ко Христу, кн.1–9, СПб., 1815, репр., М., 1990; Aurora, или Утренняя заря в восхождении, М., 1914.

*Бердяев Н.А., Из этюдов о Якове Бёме, «Путь», 1930, №20–21; Головин А.В., Философские воззрения Якоба Бёме., «Ученые западной кафедры общественных наук вузов Ленинграда», Л.,1969, вып.10; Горфункель А.Х., Философия эпохи Возрождения, М.,1980; Левен В.Г., Якоб Бёме и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5; Неманов И., Антихрист, или таинственный источник великой мудрости одного немецкого башмачника, «Наука и религия», 1968, №6–7; НЭС, т.5; ПБЭ, т. 2, с.374–377; Benz E., Der Prophet Jakob Bohme, Mainz, 1959; Grunsky H.A., Jakob Bohme, Stuttg., 1956; Koyré A., La philosophie de Jacob Boehme, P., 1929.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle