прот. Александр Мень

Источник

Ба́ур

Ба́ур (Baur) Фердинанд Христиан (1792–1860), немецкий протестантский историк Церкви и экзегет; глава *тюбингенской школы. Родился в Шмидене в семье пастора, окончил Тюбингенский университет, где затем преподавал до конца своих дней. В 1826 был назначен профессором богословия.

Главные труды посвящены церковной истории, но наибольшую известность он приобрел как интерпретатор первохристианского периода. Сначала Баур находился под влиянием либерального богословия *Шлейермахера, но затем стал приверженцем философии *Гегеля, которому обязан «стремлением входить во внутренний смысл событий, им исследуемых, – стремлением, так сказать, разрешить факт в идею и давать найденной идее такое или другое, но строго определенное место в общей гармонии целого труда» (А.П.*Лебедев).

По воззрениям Баур стоял на позициях *рационализма. Евангельскую проповедь сводил исключительно к ее нравственному содержанию. Вопросы о Богочеловечестве и Воскресении обходил как недоступные разуму, считая, по-видимому, эти основополагающие истины христианства мифами. В исследовании новозаветной литературы Баур применил гегелевскую концепцию развития (тезис – антитезис – синтез). Сначала, по его мнению, Церковь не выходила за рамки *иудейства (кроме веры в Воскресение и мессианство Иисуса). Этот период в истории Общины он назвал петринизмом (по имени апостола Петра), антитезой ей был паулинизм (по имени апостола Павла), который полностью отрицал Ветхий Завет. Столкновение между ними якобы завершилось синтезом в писаниях Иоанна.

Заслугой Баура является привлечение внимания богословов к внутреннему многообразию раннехристианских взглядов, но его датировка Нового Завета 2-м веком не выдержала испытания временем. Не удержался в науке и гегелевский схематизм Баура В вопросах новозаветной *исагогики он насаждал явный *гиперкритицизм. Так, он отрицал авторство апостола Павла в отношении не только Пастырских посланий (см. статью *Павла апостола послания), но и всех других, кроме Посланий к Римлянам, Галатам и 1–2 Коринфянам. От Баура ведет свое начало новозаветная *отрицательная критика 19 в. (его учеником был, в частности, *Штраус).

Paulus, der Apostel Jesu Christi, Stuttg., 1845; Geschichte der christlichen Kirche, Bd.1–5, Tüb., 1853–1863; Kritische Untersuchungen über die kanonischen Evangelien, Tüb., 1847.

Прот.*Горский А.В., О первоначальном христианстве в связи с вопросом о происхождении новозаветного канона – против Баура, ЧОЛДП, 1877, №1; *Елеонский Н.А., О Евангелии от Марка: Разбор мнения Ф.Х.Баура о происхождении и характере Евангелия от Марка, ЧОЛДП, 1873, №3,6,12; История христианской Церкви в XIX в., СПб.,1900, т.1; *Лебедев А.П., Церковная историография в главных ее представителях с IV в. по ХХ, М., 1898, т.1; свящ. Марков В.С., О Евангелии от Матфея: Разбор и опровержение воззрений против него отрицательной критики Баура, М.,1873; НЭС, т.5; ПБЭ, т.2, с 277–283; прот. *Полотебнов А., Св.Евангелие от Луки: Православное критико-экзегетическое исследование против Ф.Х.Баура, ЧОЛДП, 1873, №1–3,5,8; *Шафф Ф., Баур и Тюбингенская школа: Пантеистический рационализм и новейший гностицизм, ТКДА, 1861, №11.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle