прот. Александр Мень

Источник

Барт

Барт (Barth) Карл (1886–1968), швейцарский протестантский богослов. Родился в Базеле в семье профессора богословия; учился в университетах Берлина, Тюбингена и Марбурга. Первоначально Барт увлекался философией Канта и считал себя последователем либерального богословия (его учителями были *Гарнак и *Гункель), но постепенно убедился, что *рационализм в библеистике подменяет подлинное Слово Божие самонадеянной верой в «прогресс», светским гуманизмом и лишает богословие его мистических духовных истоков.

Переломным моментом в развитии идей Барта стала Первая мировая война, которая обнаружила несостоятельность многих иллюзий европейского секулярного гуманизма. Будучи пастором в Сафенвиле (Швейцария), Барта выпустил книгу «Послание к Римлянам» («Der Römerbrief...», Bern, 1919), которая стала манифестом «неоправоверия» (правоверия в смысле возврата к идеям основоположников Реформации, особенно *Кальвина).

В 1921–1935 Барта преподавал в ряде университетов (в Гёттингене, Мюнстере, Бонне). В этот период он окончательно порвал с либеральной школой, заявив в полемике с Гарнаком, что Библию нельзя понять, прибегая лишь к историческим исследованиям, что Слово Божие воспринимается во всей глубине только верой, которая пробуждается в человеке Богом. Тем самым Барт вернул богословие к его фундаментальным основам. Резкие выступления Барта против германского шовинизма и нацизма привели к высылке его из Германии. Он возвратился в Швейцарию, где продолжал свою полемику против искажений христианства (в частности, против т.н. «немецких христиан»; см. статью *Либерально-протестантская школа экзегезы), участвовал в экуменическом движении, в борьбе за мир и справедливость. Свои взгляды Барт подытожил в многотомной «Церковной догматике» («Kirchliche Dogmatik», Bd. 1–4, Z., 1932–1970).

Не являясь экзегетом, Барт внес живую струю в библейские исследования, переведя их из области чисто исторической в область диалога между Богом и человеком (отсюда название его богословия – «диалектическое»). Если «научная теология» либеральных библеистов пыталась приблизиться к пониманию Писания при помощи методов исторической критики, то Барт заявил, что эта критика не способна дать подлинное понимание Слова Божьего. Образец такого понимания Барт находит у *Лютера, который прочел послания апостола Павла как обращенные лично к нему. Благодаря тому, что апостол заговорил, а человек 16 в. услышал его, «возник диалог между текстом и читателем». На первый план вышло то, «что не может быть различным теперь и тогда». В своей книге «Послание к Римлянам» Барт с крайним радикализмом отверг все попытки истолковать христианство в духе либерального гуманизма. «Верховная власть Слова Божьего» не может проверяться человеческими мерками; напротив, все земное следует оценивать в свете божественного Слова. Барт исходил из учения, развитого апостолом Павлом, о поврежденности человеческой природы. Несколько утрируя мысль апостола, Барт назвал «идолами» любые проявления человеческого творчества. По его мнению, культура, философия и даже богословие и религия – плоды деятельности ущербного духа падшего человека. Истина заключена только в Слове спасающего Бога, Который явился во Христе, а все остальное – призраки и домыслы. Барт учил, что Бог запределен миру и поэтому Его нельзя познать ни через разум, ни через внутренний опыт, а лишь через *Откровение. В своей критике рационализма Барт вдохновлялся идеями экзистенциальной философии С. Кьеркегора. Он считал свою «диалектическую теологию» призванной познать Откровение как высшую тайну. Иными словами, Барт отрицал всякую возможность естественного богопознания вне того, что возвещено Библией. В этом его «неоправоверие» обнаруживает специфический протестантский характер.

В последующих работах Барт несколько смягчил свою точку зрения, частично признав ценность земных усилий человека. Однако он не отказался от сурового приговора, вынесенного им богословию 19 в. Если протестанты пришли, по его выражению, к фарисейскому самодовольству либеральной теологии (превратившейся в часть истории религии с уклоном в сторону *отрицательной библейской критики), то и католики остановились в движении, безраздельно подчинившись философии св. *Фомы. И тут и там Барт находит вариации бесплодного рационализма, который в конечном итоге либо убивает веру, либо превращает ее в смутные «религиозные переживания». На самом же деле христианская вера есть решение человека, отвечающего на призыв Божий. «Библия, – писал Барт, – не знает “человека вообще”. Она знает лишь о народе израильском и о Церкви, лишь о человеке, который туда однажды призван или призываем. Это значит: она знает человека только в решении веры, и все остальное, что может быть о нем сказано, – хорошее или плохое, – всегда исходит только из этого. И если Библия не напрасно свидетельствовала нам о верховном авторитете Слова Божьего, значит у нас нет иного способа познания человека, кроме этого, и только в дополнение к этому мы могли бы желать узнать что-либо еще, что может быть сказано о человеке».

Мысль Барта во многом сближалась с идеями русских религиозных мыслителей (в частности, *Булгакова), хотя им чужд радикализм Барта.

Der Römerbrief, Bern, 1919; Erklärung des Philipperbriefes, Münch., 1928; Credo, Münch., 19353 (рус. пер.: Кредо, ркп. МДА, 1946); How I changed my Mind, Richmond, 1966; в рус. пер.: Христианское благовестие здесь и теперь, в кн.: Современных протестантизм, ч.1, М., 1973; Суверенность Слова Божия и решение веры, там же; Церковь, там же.

Гараджа В.И., Протестантизм, М.,1971; Казем-Бек А., Христианский путь Карла Барта, ЖМП, 1972, №9; Лёзов С., Христианство и полит. позиция: Памяти Карла Барта, «Страна и мир», 1988, №5; Старобельцев А., «Речь идет о вас, люди!» (Посвящается памяти пастора Карла Барта), ЖМП, 1988, №12; *Тиллих П., Диалектическая теология (Карл Барт), «Путь», 1925, № 1; Busch E., Karl Barths Lebenslauf, Münch., 1975; Casalis G., Portrait of Karl Barth, Garden City (N.Y.), 1963; *Küng H., Rechtfertigung: Die Lehre Karl Barths und eine katholische Besinnung, Einsiedeln, 19572 (англ. пер.: Justification: The Doctrine of Karl Barth and a Catholic Reflection, L.-N.Y., 1964); Parker T.H.L., Karl Barth, Grand Rapids (Mich.), 1970; RGG, Bd.1, S.894–898; TTS, S. 264–269.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle