Афана́сий Вели́кий
Афана́сий Вели́кий (Αθανάσιος ό Μέγας) Александрийский, свт. (ок. 295–373), отец Церкви, защитник православия в эпоху арианского кризиса. Родился в семье египетских христиан. С юных лет тяготел к монашеству. В 319 рукоположен в диакона. Свою борьбу против Ария начал еще на I *Вселенском соборе (325). С 328 предстоятель Александрийской церкви. Из-за происков арианской партии несколько раз был изгоняем, скрывался в пустыне (в целом 15 лет провел вне кафедры). Пользовался горячей любовью народа. В защите православия от подрывавшего основы Церкви арианства проявил несгибаемую волю и мужество. Афанасий Великий не получил, в отличие от многих св. отцов, основательного образования, но его проникнутые верой вдохновенные писания вошли в золотой фонд патристического наследия. Афанасий Великий стал одним из основоположников христианской агиографии, написав житие прп. Антония Великого.
Память свт. Афанасия Великого Правосл. Церковь празднует 18 января и 2 мая.
К экзегетическим творениям Афанасия Великого относятся:
1) «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов». В этой книге свт. Афанасий Великий определяет Псалтирь как часть Священного Писания, в которой объединены все основные темы Библии. «Каждая книга выполняет собственное свое назначение... Книга же Псалмов, подобно саду со сладкопением, передает излагаемое в них и, воспевая о том, показывает опять и свои особенности» (II). В Псалтири, по словам свт. Афанасия Великого, с одной стороны, отражена внутренняя жизнь души: молитва, скорбь и радость, а с другой – предрекается земная жизнь Христа. Афанасий Великий первым разделил псалмы по тематическим категориям (XIV), что стало впоследствии важнейшим методом исследования Псалтири.
2) «Толкование на псалмы». В нем, в частности, объясняется, почему некоторые считают, что все псалмы принадлежат Давиду. Причину этого Афанасий Великий видит в самом царе-псалмопевце. «Он избрал певцов; и потому как учредитель сподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду» (Предуведомление к Толкованию на псалмы). Всего святителем истолковано 148 псалмов. Его комментарий – прообразовательный и нравственно-догматический.
3) «Беседы на Евангелие от Матфея» сохранились лишь в фрагментах, как и «Толкование на Евангелие от Луки». Это лишь часть более обширного собрания экзегетических трудов святителя, которое до нас не дошло. Впрочем, некоторыми исследователями подвергается сомнению подлинность толкований на Евангелие от Матфея и Луки (см. архим. Киприан (Керн), Золотой век святоотеческой письменности, Париж, 1967).
♦ Migne. PG, t.25–28; в рус. пер.: Творения, ч.1–4, М., 1851–1854; Обозрение четырех Евангелий и Деяний св. апостолов, составленные по руководству св. Афанасия Александрийского, ХЧ, 1842, № 1.
• Иеромонах Владимир (Благоразумов), Св.Афанасий Александрийский: его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность, Кишинев, 1895; прот. *Горский А.В., Жизнь св. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского, Серг.Пос., 1902; ПБЭ, т.2, с.163–176; Попов И.В., Религиозный идеал св.Афанасия Александрийского, Серг.Пос., 1904; Скурат К.Е., Сотериология св. Афанасия Великого, Автореф. дисс., БТ, 1971, сб.7; его же, Учение свт. Афанасия Великого о Боговоплощении как основе спасения, БТ, 1973, сб. 11; Quasten. Patr., v.3, p.20–79; см. также статью *Святоотеческая экзегеза.