прот. Александр Мень

Источник

А́вторство

А́вторство в библейском мире. Если в античности сравнительно рано стало заявлять о себе личное творчество поэтов и писателей, претендовавших выразить собственные мысли, то на Востоке это явление редкое. Подобно древним иконописцам, вавилонские, египетские или ханаанские писцы считали себя не создателями нового, а выразителями традиции. Поэтому в памятниках Древнего Востока мы чаще встречаем имена переписчиков, чем настоящих авторов. В значительной мере это относится и к Библии, сложившейся в рамках древневосточной цивилизации. «Приписывание отдельных библейских книг определенным авторам во многих случаях надо понимать не в нашем, а в восточном смысле. Восток не знал литературной собственности; индивидуальность творчества и авторов почти в современном смысле с достаточной ясностью проявляется лишь в книгах пророков» (*Тураев Б.А., История Древнего Востока, т.1, с.7). Однако для установления *канона библейских книг эту особенность надо тесно связывать с тем, что людям предлагается не «сочинение» того или иного человека, а Слово Божие. «Каждое слово Библии говорится всякий раз внутри непосредственно-жизненного общения говорящего со своим Богом и себе подобными... Поэтому это слово – принципиально неавторское (выделение наше. – А.М.) слово» (*Аверинцев С.С., Греческая “литература” и ближневосточная “словесность”, с. 213). Церковь избирала книги в канон не по именам авторов: некоторые анонимные книги были канонизированы (Руф, Иов., Ис.Нав., 4 Цар.), а немало таких, которые имели в заглавии авторитетные имена (Еноха, Ноя, Авраама, Варуха, Ездры, Соломона), но были отнесены к *неканоническим и к *апокрифам.

Религиозный «авторитет священных книг[...] зависит отнюдь не от исторической точности надписания их автора, но от церковной оценки содержания (выделение наше. – А.М.) этой книги, выражающейся в признании ее каноничности и опирающейся на ее содержание» (*Булгаков С. Н., Два града, т.2, с.53).

Однако для новозаветных книг, которые посвящены событиям жизни Христа Спасителя и апостолов, авторство имеет более важное значение, ибо оно связано с достоверностью тех фактов, на которых зиждется Церковь.

Meade D.G., Pseudonymity and Canon, Grand Rapids (Mich.), 1987.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle