прот. Александр Мень

Источник

Астрю́к

Астрю́к (Astruc) Жан (1684–1766), французский ученый, один из основоположников историко-литературной критики Ветхого Завета. Род. в семье кальвиниста (гугенота) еврейского происхождения, который (еще до Нантского эдикта) стал католиком. Образование Астрюк получил в Монпейе и в 1703 был уже доктором медицины. Работал врачом в Польше, преподавал медицину в Коллеж де Франс (с 1731) и состоял королевским лейб-медиком.

К изучению Библии Астрюк обратился как любитель, намереваясь доказать принадлежность Пятикнижия Моисею. Его книга «Предположения о первоначальных источниках, которыми, видимо, пользовался Моисей при создании Книги Бытия» («Conjectures sur les mémoires originaux dont il paraît que Moïse s’est servi pour composer le livre de Genèse») произвела переворот в библеистике. Она вышла анонимно (Bruxelles, 1753). Рус. сокр. пер. см.: ПБ.

Хотя Астрюка принято считать родоначальником *критики библейской, он имел предшественников в лице *Симона, *Леклерка и других, на которых прямо ссылался. Кроме того, как позднее было установлено *Лодсом, немецкий пастор *Виттер в 1711 издал книгу, прошедшую тогда незамеченной, выводы которой предвосхитили идеи Астрюка. Цели Астрюка были апологетическими: он стремился рассеять недоумения относительно некоторых особенностей Книги Бытия. Прежде всего, вслед за *Тертуллианом и блж.*Августином, он отметил, что в одних местах Бог именуется Элохи́м, а в других – Яхве́ (или, как тогда читали, Иегова, см. статью *Имена Божии). «Эти слова, – писал Астрюк, – никогда не смешиваются: есть целые главы или большие части глав, где Бог всегда именуется Элохим и никогда Иегова; есть другие, по меньшей мере довольно большое число, где Богу не дают иного имени, кроме Иегова, и никогда не называют Его Элохим».

По другим наблюдениям Астрюка, в Книге Бытия есть ряд неувязок в последовательности и описании событий, а также повторения и параллельные рассказы об одном и том же факте. В связи с этим Астрюк предположил, что Моисей, будучи движим Духом, пользовался несколькими *источниками при составлении Книги Бытия. «Моисей, – писал Астрюк, – был особенным образом просвещен вдохновением в выборе фактов, которые он получил в распоряжение от своих предков, и обстоятельств, связанных с этими фактами; в этом-то и заключается основание божественной веры, которой мы обязаны оставленной нам историей».

Гипотеза Астрюка заключалась в том, что Моисей расположил имевшиеся у него древние документы в виде параллельных колонок. Аналогичные сказания соседствовали, не смешиваясь, но позднейшие переписчики частично нарушили этот строгий порядок. Отсюда и неясности в священной книге (повторы, неувязки и проч.). Тщательно изучив текст, Астрюк пытался выделить в нем эти первонач. документы, причем два главных обозначил А и В. В первом Бог преимущественно называется Элохим, а во втором – Яхве (Иегова). Кроме этого, он назвал еще 10 документов, которые, по его мнению, использовал Моисей, обозначив их также латинскими буквами.

Астрюк не считал свои выводы окончательными. «Здесь, – писал он, – предлагаются только догадки, которые читатель волен либо принять, либо отбросить». Действительно, гипотеза Астрюка о колонках не выдержала проверки временем. Однако она положила начало анализу составных частей Пятикнижия Моисеева и оказала влияние на библейскую науку 19 в. Характеристику современного состояния этого вопроса см. в статье *Пятикнижие.

ЕЭ, т.3; *Lods A., Jean Astruc et la critique biblique au XVIIIe siècle... avec une notice biographique par Pаlphandé ry, Stras.,1924; ODCC, p. 100.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle