прот. Александр Мень

Источник

Археоло́гия

Археоло́гия (от греч. άρχαίος – древний, λόγος – наука) библейская, область библейской науки, которая изучает по древним памятникам историческую среду, где возникла Библия и совершались события священной истории. Библейская Археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировку текстов. Результаты библейской Археологии также помогают в уяснении смысла библейских книг, реконструируя исторический фон их написания.

Старая библейская Археология сложилась до того, как были найдены основные памятники *Древнего Востока и *античности, проливающие свет на *историю библейскую. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Писания (и греко-римских авторов), относящиеся к быту, общественному устройству, календарю, обычаям и культу времен Ветхого и Нового Завета. Сводка такого рода знаний давала возможность читающему Библию свободнее ориентироваться в «библейском мире», отделенном от нас многими веками. Важность этой ориентации была отмечена еще *антиохийской школой экзегезы, которая черпала свои сведения не только из Библии, но и из знакомства с восточными обычаями. Свт.*Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живую обстановку, в которой происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская Археология. Среди трудов по библейской Археологии старого типа укажем на следующие:

Кейль К.Ф., Руководство к библейской Археологии, пер. с нем., ч.1–2, К., 1871–1874; *Мунк

С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879; Тристрам Г., Восточные обычаи в библейских странах, пер. с англ., СПб., 1900; *Троицкий И.Г., Библейская Археология, СПб., 1913 (эта обобщающая работа включает уже материалы по новой библейской Археологии).

Новая библейская Археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периоду и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства (см. статью *Древний Восток и Библия). До этого времени из внебиблейских текстов были известны лишь *Талмуд, *таргумы, труды *Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами Церкви.

Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой французский филолог Ж.Ф.Шампольон (1790–1832) сумел прочесть египетские иероглифы. Тем самым было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне. Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г.Ф.Гротефенд (1775–1853), а в 1835 английский филолог-любитель Г.К.Роулинсон (1810–1895) сумел прочесть надпись персидского царя Дария. В 40–50-х гг. 19 в. французские и английские археологи раскопали ряд холмов в Двуречье, под которыми были открыты древнеассирийские города Ниневия и Калах (см. работы П.Э. Ботта, *Лэйарда, *Кольдевея и др.).

В начале 20 в. были произведены раскопки руин столицы Царства хеттов (упоминаемых в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому ученому Б.Грозному (1879–1952). Немалое значение для библейской Археологии имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в частности, текстов г. Угарита (ныне Рас-Шамра). Расшифровка их была сделана Г.Бауэром, С.Х.Гордоном, Ш.Ж.Виролло, К.Ф.А.Шеффером и профессором *Иерусалимской библейской школы *Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки Археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие Ветхого Завета с культурой Древнего Востока. Отныне библейская Археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, прямо или косвенно касающихся Библии.

Огромное значение в библейской Археологии приобрел новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, называемый радиоуглеродным, применяется при датировке предметов органического происхождения. Высокочувствительные современные приборы могут с известной точностью установить возраст изучаемого дерева, папируса, льна и т.д. В те же годы Д.К.Кеннеди открыл метод термолюминесценции, позволяющий датировать древние керамические изделия.

*Вулли Л., Ур халдеев, пер. с англ., М.,1961; Бузескул В.П., Открытия XIX и начала ХХ вв. в области истории древнего мира, ч.1–2, Пб.,1923–1924; Добльхофер Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М.,1963; Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М.,1980; Керам К.В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М.,1962; его же, Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М.,1963; Косидовский З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М.,1968; Липин Л.А., Белов А.М., Глиняные книги, Л.,19562; Ллойд С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М.,1984; Мильчик М.И., Борейко Б.М., Город крылатых быков, М.,19672; Рубинштейн Р.И., Разгаданные письмена, Л.,1960; ее же, Новейшие археологические открытия в Египте, М., 962; Чабб М., Город в песках, пер. с англ., М.,1965. Библиография пер. древних текстов см. в статье *Древний Восток и Библия.

Библейская Археология делится в настоящее время на две области: общую и палестинскую.

Общая библейская Археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. Ниже мы перечислим важнейшие из этих открытых археологами памятников.

1. Общая библейская ветхозаветная Археология

а) В 20-х гг. 20 в. англ. археолог Л.Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое разразилось в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным сказанием о Потопе. Вулли также открыл многие памятники древнего Шумера (см. статью *Древний Восток и Библия).

б) B 19 в. была открыта библиотека Ниневии, где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающим с Книгой Бытия) и о происхождении мира «Энума элиш». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на некоторые элементы литературного сходства с вавилонским памятником.

в) В 1901–1902 французская археологическая экспедиция нашла в Сузах черный столб из базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1-я половина 18 в. до н.э.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющие некоторые подробности сказания Книги Бытия о патриархах, и имеют параллели с законами Книги Исхода и Второзакония. «Кодексу чуждо понятие преступления как греха, отпадения от Бога, нарушения Его воли; его законы не знают страха Божия, не выводят всего права из любви к Богу и ближнему... Но, будучи по духу далеки от Синая, законы Хаммурапи сходятся с Моисеевыми в группировке, во фразеологии, во многих частностях, особенно в принципе наказаний за увечья, за кровосмешение, в постановлениях против имущественного вреда и т.п.» (Тураев Б.А., История Древнего Востока, т.1, Л., 1935, с.112). Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии.

г) Раскопки 1930-х гг. в месопотамском г.Мари (18 в. до н.э.) обнаружили тексты с упоминанием племен (и поселений?), идентичных именам предков Израиля (Нахор, Фарра, Серуг, Завулон, Гад, Дан, Леви, Измаил, Асир). Такие параллели обнаружены и в текстах г.*Эблы (Сирия), открытого в 70-х гг. 20 в.

д) В конце 1930-х гг. американская экспедиция в Северной Месопотамии нашла документы г. Нузи (Нузу). Они содержат законы, которые объясняют, почему, например, бездетный Авраам должен был отдать свое наследство Елиезеру (Быт.15:23), описывают сделки по продаже первородства (ср. Быт.25:30–34), объясняют, почему Рахиль унесла с собой терафимов (домашних богов) Лавана (Быт.31:19) – согласно текстам Нузи, владеющий терафимами имел право на наследство. Примечательно, что эти обычаи исчезают после 15 в. до н.э., и, следовательно, сказания Книги Бытия отражают очень древнюю, еще домоисееву эпоху истории (см. Кьера Э., Они писали на глине, пер. с англ., М., 1984 и ст. Нузийские тексты).

е) Исследование хеттских законов объясняло, почему Авраам не хотел покупать у хеттов всю землю вокруг пещеры Махпелы, а только пещеру. Приобретая землю, он становился данником хеттов.

ж) Данные о *гиксосах, аморрейских племенах, покоривших около 1700 г. до н.э. Египет, объясняют, как мог не-египтянин Иосиф стать правителем Египта при фараоне.

з) Установлено, что фараон Рамсес II (13 в. до н.э.) перенес свою столицу в Дельту и, возродив находившийся в развалинах город, назвал его своим именем. Между тем в Библии сказано, что израильтяне строили для египетского царя г.Раамсес (Исх.1:11).

и) В 1887 была найдена заброшенная столица фараона-реформатора Эхнатона (14 в. до н.э.) Ахетатон (ныне – Эль Амарна, см. статью *Амарнский период). Среди документов ее архива обнаружены донесения палестинских вассалов царя (в частности, правителя Иерусалима). Они жалуются, что страна разорена бандами *хапиру. В настоящее время большинство ученых видит в них полукочевую разноплеменную «вольницу», которая подорвала власть фараонов в Палестине (см. «История древнего мира», т.1, М., 19893, с. 245). Движение хапиру подготовило почву для проникновения израильтян в Ханаан.

к) В 1896 Питри Флиндерс нашел в Фивах (Египет) победную надпись (стелу) сына Рамсеса II Мернептаха (конце 13 в. до н.э.). В ней среди городов и народов Палестины впервые упомянут Израиль, но не как местность, а как племя. Одни историки считают, что речь идет о периоде Иисуса Навина, а другие связывают стелу с событиями Книги Исхода.

л) Надпись фараона Шешонка I (библ. Сусаким) дополняет рассказ (3Цар.14:25–28) о захвате египетским войском Иерусалима (10 в. до н.э.).

м) Еще в середине 19 в. были найдены ассирийские памятники, связанные с библейской историей: анналы Салманасара III о битве при Каркаре (854/853 до н.э.), в которой участвовал царь Ахав, о подчинении Ассирией самарийского царя Иегу (Ииуя), причем на обелиске Салманасара изображен сам Иегу, стоящий на коленях перед ассирийским царем. В документах Саргона II и Салманасара сообщается о падении Самарии, а в анналах Синаххериба – об осаде Иерусалима во времена царя Езекии и пророка Исайи. К этой же эпохе относится пограничный камень с портретом вавилонского царя Мардук-апла-иддина, против союза с которым предостерегал пророк Исайя.

н) В 1956 была опубликована Нововавилонская летопись, в которой освещены события времен Навуходоносора и говорится о взятии им Иерусалима в 597 до н.э. (первое пленение).

о) В конце 19 в. на о.Элефантина (Египет) были найдены папирусы с документами еврейского гарнизона, состоявшего на службе у египетского царя (5 в. до н.э.). Эти документы на *арамейском языке дают характеристику духовного и социального состояния диаспоры раннего периода. В частности, там есть первое внебиблейское описание праздника Пасхи (см. ст.*Элефантинские папирусы).

п) Целый ряд находок (в т. ч. художественных памятников, монет и статуй) дополняет повествование об эллинистическом периоде истории Ветхого Завета (Антиох IV Епифан и его преемники).

2. Общая библейская новозаветная Археология

а) На протяжении последних ста лет найдены многочисленные рукописи Нового Завета и *апокрифов. (См. статьи: *Евангелия; *Рукописи библейские.)

б) Произведены раскопки в городах, которые посещал апостол Павел во время миссионерских путешествий. В частности, в Эфесе найдены изображения Артемиды, театр, куда собралась толпа во время мятежа (Деян.19:23 сл.), и место коринфской синагоги, где проповедовал апостол.

в) В 1905 в г.Дельфы найдена надпись императора Клавдия – его послание к дельфийцам. В нем упомянут Люций Юний Галлион и сказано, что он был проконсулом Ахайи. Дата проконсульства установлена при сличении с другими текстами. Она падает на 51–52. Эта дата является ключевой для хронологии жизни апостола Павла.

г) Под алтарем базилики св. апостола Петра в Риме найдено старое кладбище императорской эпохи и остатки древней гробницы апостола. В ее стене – обломок колонны. Его считают частью памятника, воздвигнутого над местом погребения апостола во 2 в. (этим временем датируются монеты в гробнице и надписи с упоминанием апостола Петра). В стене также был замурован сосуд с останками пожилого человека. По мнению исследователей, это могли быть мощи св. апостола, спрятанные в годы гонений.

Палестинская библейская Археология

Первые попытки отыскать древние памятники Св. земли начались еще со времен крестоносцев. Но начало научной библейской Археологии в Палестине было положено лишь в 19 в. (работы Э.*Робинсона и др.). Основателем современной палестинской библейской Археологии считается *Питри Флиндерс. Он первым разработал методику датировки археологических пластов по типу керамики. До последнего времени ведущими специалистами по палестинской Археологии были *Олбрайт, *Де Во, *Венсан.

1. Палестинская ветхозаветная Археология

а) Раскопки древнеханаанских городов (Асора, Хеврона, Давира и др.) показали, что в конце 13 в. до н.э. они были разрушены и сожжены, что согласуется с данными Книги Иисуса Навина. В то же время Гаваон оказался процветающим в ту эпоху торговым городом, что также соответствует рассказу Библии. Сложнее дело обстоит с Иерихоном. Этот древнейший в мире город, основанный за 9 тыс. лет до н.э., разрушался не раз. Экспедиция К.*Кеньон установила, что слой 13 в. до н.э. (эпоха Иисуса Навина) не содержит почти никаких памятников. Из этого был сделан вывод, что после его разрушения Иисусом Навином он долго оставался в развалинах и поэтому подвергся эрозии.

б) Раскопками датской экспедиции 1926–29 было установлено, что Силом подвергся разорению в эпоху Илии. Археологами найдены многочисленные предметы филистимского быта, носящие на себе печать эгейской культуры. (Изображения самих филистимлян в пернатых шлемах встречаются на египетских памятниках.)

в) К эпохе Соломона относится сельскохозяйственный календарь из Гезера (Газера), написанный при помощи *финикийского алфавита (10 в. до н.э.).

г) В *Угарите (Рас-Шамра) К. Шеффером найдены не только религиозные тексты хананеев, но и изображения божеств. Обнаружены следы человеческих жертвоприношений, которые практиковались хананеями.

д) В начале 20 в. обнаружены конюшни Соломона в Мегиддо (Мегиддоне), о которых упоминает Библия, а позднее – его рудники у залива Эйлат (находка 1937).

е) В Самарии, столице Северного царства, найдены остраконы (черепки с надписями) и многочисленные художественные изделия из слоновой кости (среди них портрет сирийского царя Венадада, изображения херувимов, животных, цветов). В Мегиддо найдена печать царедворца Иеровоама II (8 в. до н.э.), современника пророка Амоса.

ж) В 1868 в Заиорданье Ф. А. Клейном обнаружена стела моавитского царя Меши (Месы) 9 в. до н.э. Наряду с календарем из Гезера это древнейшая еврейская надпись.

з) В 1880 найдена так называемая Силоамская надпись из Силоамского туннеля возле Иерусалима. Это была надпись рабочих царя Езекии, которые прорывали подземный канал для водоснабжения на случай осады (эпоха прор.Исайи).

и) В 30-х гг. 20 в. английский археолог Дж.*Старки проводил раскопки Лахиша (Лахиса). Была обнаружена братская могила ассирийских солдат времен Синаххериба и переписка иудейских военачальников, которая освещает положение страны во дни нашествия Навуходоносора. Одно письмо содержит упреки в адрес некоего пророка. От его имени остались лишь последние буквы, позволяющие предположить, что речь идет о пророке Иеремии. От этого же периода уцелела печать Годолии, правителя Иерусалима, назначенного Навуходоносором.

к) В 1962 найдены самаритянские папирусы 4 в. до н.э. Они касаются истории Палестины в период, когда иранское господство сменилось греческим. В них упоминается Санаваллат, потомок Санаваллата, современника Неемии.

л) Серия находок *кумранских текстов началась с 1947. Кроме ессейских документов, в поселках у берегов Мертвого моря найдены рукописи Библии и апокрифов, а также письма, связанные с восстанием Бар-Кохбы (130 н.э.).

2. Палестинская новозаветная Археология

а) В 1961 в развалинах Кесарии нашли надпись Понтия Пилата, из которой явствует, что он был не просто прокуратором, но и префектом Иудеи.

б) Раскопки в Капернауме раскрыли основание дома апостола Петра близ синагоги (нынешние ее развалины относятся к 5 в. н.э.). Надписи христиан на арамейском и греческом языках показывают, что дом этот посещался ими в первые века. н.э.

в) Итальянская экспедиция о. Б.*Багатти (1955) обнаружила следы поселения времен Ирода на месте древнего Назарета, который не упоминается во внебиблейских источниках.

г) Находки *оссуариев (каменных гробов) дали первые внебиблейские свидетельства об именах Марфа, Лазарь, Елисавета. Во время раскопок Иерусалима в 1968 обнаружили могилу распятого преступника. Вопреки мнению скептиков, которые отрицали, что казнимых могли прибивать к крестам, эта находка содержит огромные гвозди, застрявшие в костях умершего.

д) В 1959 о. Б. *Багатти произвел раскопки «купели Вифезды» (Ин.5:2) и обнаружил крытые галереи, которые упомянуты у евангелиста.

е) Благодаря работам о. Л.*Венсана открыты древние здания и мощеные плиты крепости Антония, куда был заключен апостол Павел после ареста в Иерусалиме. Археолог предположил, что там же происходил суд Пилата над Христом. В настоящее время это событие связывают с дворцом Ирода, где располагался прокуратор, когда прибывал в столицу.

Особого упоминания заслуживает и т.н. Туринская Плащаница, которая с 1578 хранится в г. Турине (Италия), куда она была перенесена из Шамбери. История ее документально прослеживается до 14 в. Плащаница представляет собой кусок полотна размером 4,3 на 1,1 м. На ней видны неясные контуры фигуры высокого человека. В 1898 итальянский фотограф Ф.С.Пиа сделал с нее снимок, негатив которого неожиданно оказался позитивным изображением. Каждая его деталь соответствовала евангельскому рассказу о Страстях: пробитые руки и ноги, ссадины на плечах, кровоподтеки на голове, пробитая грудь. Лик, запечатленный на Плащанице, удивительно напоминает Лик Христов в традиционной иконографии. Комиссии ученых не нашли на ткани никаких следов краски или вообще отпечатка искусственного происхождения, хотя остается загадкой, каким образом он возник.

По мнению английского ученого Яна Уилсона, Плащаница была сохранена первыми христианами и сначала хранилась в Сирии, в г. Эдессе (где именовалась Нерукотворным Образом). Потом она была перенесена в Константинополь и в 1204 похищена оттуда крестоносцем Де Шарни. Многие исследователи уверены, что Плащаница – это подлинный погребальный саван Христа (см. Арутюнов С., Жуковская Н., Туринская Плащаница, «Наука и жизнь», 1984, № 12; Wilson J., The Turin Shroud, L., 1968; Weaver К.Р., The Mystery of the Shroud, «National Geographic», 1980, № 6).

Архим. Августин (Никитин), диак. Мумриков А., Соловьев А., Рус. библейская Археология, ЖМП, 1988, № 1–5; *Амусин И.Д., Гельцер М.Л., Надпись из «Мецад Хашавяху», ВДИ, 1963, №3; Аноним, Ассиро-вавилонские клинообразные надписи и Ветхий Завет, «Ярославские ЕВ», 1879, Неофиц. часть, №2–4,7; Бойт Р.Т., Курганы, гробницы, сокровища: Иллюстрированное введение в библейскую археологию, пер с англ., Корнталь, 1989; Булатов С.А., Древнееврейские монеты, ТКДА, 1884, №10,11, 1885, №3,6–8,12; В.А.П. [прот. *Владимирский А.П.], Клинообразные надписи в отношении к библейской ветхозаветной истории, ПС, 1873, № 9; Виролло Ш., Рас-Шамра, или вновь найденная финикийская литра, ВДИ, 1937, №1; Волков И.М., Законы вавилонского царя Хаммураби, М.,1914; его же, Арамейские документы Иудейской колонии на Элефантине V в. до Р.Х., М.,1915; свящ. *Глаголев А.А., Новости немецкой литературы по библейской Археологии, ТКДА, 1901, №11,12; *Делич Ф., Библия и Вавилон, пер. с нем., СПб.,19125; Диль Ш., По берегам Средиземного моря, пер. с франц., М.,1915; *Дроздов Н.М., К вопросу о соглашении библейских свидетельств с данными ассириологии, ТКДА, 1896, №8; *Зарин С.М., Современные открытия в области папирусов и надписей в их отношении к Новому Завету, СПб.,1914; архим. *Иероним (Лаговский), Библейская Археология, т.1, вып.1–2; СПб.,1883–1884; Косидовский З., Библейские сказания, пер. с польск, М.,1966; Крачковская В.А., Новые археологические открытия в Заиорданье, ВДИ, 1946, №4; Кубланов М.М., Новый Завет: Поиски и находки, М.,1968; прот. *Матвеевский П., Об открытиях в Ниневии в отношении к Священному Писанию, СПб.,1881; Нильсен Д., Библейская религия в свете новейших археологических раскопок, ВДИ, 1937, №1; *Олесницкий А.А., Судьбы древних памятников Святой Земли, К.,1875; его же, Мегалитические памятники Св. Земли, СПб., 1895; Пахарнаев А.И., Исследование о подлинности изображения лика и тела Христа Спасителя на Туринской Плащанице, СПб.,1903; Полянский Е.Я., Краткий исторический обзор исследований Палестины и библейских древностей, ПС, 1915, №4–6, 10; П. Ф. Н., Ассиро-вавилонские памятники и Ветхого Завета, ВиР, 1905, №8,9,12,18,19,23,24; Раулинсон Д., Библия и наука, пер. с англ., СПб., 1899; Р-ский А.П. [*Рождественский], Новые открытия в области библ. науки, ХЧ, 1898, №3; С-в. [*Смирнов А.], Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи, ЧОЛДП, 1873, №10; его же, Исторические книги Библии и египетские памятники, там же, 1877, №1; Сейс А.Г., Свидетельство древних памятников о достоверности книг Священного Писания, пер. с англ., ПО, 1888, №3; Соловейчик И.И., Восточная цивилизация в XV в. до н.э. при свете новейших исследований и открытий, ЖМНП, 1896, №10; его же, Палестина в XV в. до н.э. при свете новейших открытий, там же, №3; его же, Исследования о надписи Меши, ЖМНП, 1900, №10,11; *Терновский С.А., Топография Иерусалима библейских времен, ПС, 1912, №11; *Троицкий И.Г., Силоамская надпись, ХЧ, 1887, №7/8; его же, Вновь открытая Гезерская надпись, ХЧ, 1899, №3; *Троицкий С., Новейшие открытия в области библейской истории, «Странник», 1910, №2; Тэркем Г., Подлинна ли хранящаяся в Турине Плащаница?, пер. с англ., Брюссель, 1965; *Успенский Н.Д., Во имя единения и мира (Паломничество патриарха Алексия к святыням Востока): Святые места в Иерусалиме на сегодня, ЖМП, 1961, №5–7; Ф.Е. [*Елеонский Ф.Г.], Филологические услуги ассириологии в деле изучения ветхозаветных книг, ХЧ, 1889, № 1/12; прот. Фоменко К., Новые раскопки в Иерусалиме, ТКДА, 1894, №9; Церен Э., Библейские холмы, пер. с нем., М., 1966; *Якимов И.С., Толкование на Книги св. пророка Исаии: гл. XIII-XIV, 23, ХЧ, 1884, № /4; его же, Опыты соглашения библейских свидетельств с показаниями памятников клинообразного письма, ХЧ, 1884, № /8; *Аlbright W.F., The Archaeology of Palestine, Harmondsworth, 1960; Archeologia Palestiny, Poznan, 1973; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land, Ed. by A. Negev, L., 1972; Bardtke H., Bibel, Spaten und Geschichte, Lpz., 19712; *North R., Biblical Archаeology, JBC, v. 2, p. 653–70; Blaiklock E.M., Cities of the New Testament, L., 1965; Finegan J., Light from the Ancient Past, Princeton, 19592; *Kenyon K.M., Archaeology in the Holy Land, L.-N.Y., 19652; *Pritchard J.B., Archaeology and the Old Testament, Princeton, 1958; *Wright G.E., Biblical Archaeology, L., 1962. См. также работы *Вигуру, *Дорма, Р.*Киттеля, *Лопухина, *Олбрайта, *Тураева и статьи *Древний Восток и Библия; *Евангелия; *Исторические книги Ветхого Завета; *Пятикнижие.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle