прот. Александр Мень

Источник

Арсе́ньев

Арсе́ньев Николай Сергеевич (1888–1977), русский православный духовный писатель, историк религии и культуры. Родился в Стокгольме в семье русского дипломата. В 1910 окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1910–1912 учился в Германии. С 1915 преподавал в Московском университете историю религии и культуры. С 1920 работал в Кенигсбергском университете, где получил степень доктора философии. В 1926–1938 вел курс Нового Завета и истории религий в Варшавском университете. После Второй мировой войны читал лекции в различных западных учебных заведениях. С 1948 профессор Св.Владимирской православной Духовной семинарии (Нью- Йорк), где преподавал историю русской культуры. Как активный участник экуменического движения Арсеньев был приглашен в качестве наблюдателя на II *Ватиканский собор.

Большинство трудов Арсеньева посвящено истории мистических движений в язычестве, Ветхом Завете и христианстве. В своей главной книге «Жажда подлинного бытия» (Берлин, 1922) он показал путь духовных поисков в дохристианском мире.

Говоря о месте Библии в религиозной истории, Арсеньев пишет: «В религиозном опыте Ветхого Завета есть нечто уникальное, не имеющее параллелей: это делает его, несмотря на многие точки соприкосновения с окружающими цивилизациями, резко отличным от всех религий Древнего мира. Даже с точки зрения сравнительно-исторической поражает эта постоянная и непрерывная традиция в его монотеистической вере, возносящейся все выше и выше в религиозном опыте духовных вождей Израиля, вождей, которые часто были гонимы в своем отечестве, но чья проповедь, переданная в записях, стала Священным Писанием, святым сокровищем иудейского народа. Неуклонная монотеистическая линия была не в жизни широких кругов народа, который в эпоху царей часто сочетал завет с Ягве с поклонением языческим богам, но в личностях выдающихся пророков, чья вера и религиозный опыт в конце концов возобладали и стали решающими в линии монотеистического опыта (который по многим причинам можно назвать восходящей линией), поражающего нас как чудо, совершенно необъяснимое в плане историко-эволюционных гипотез».

Специально библейской теме посвящена небольшая книга Арсеньева «Религиозный опыт апостола Павла» (Варшава, 1935). По определению Арсеньева, «решающим моментом и основой всего религиозного опыта апостола Павла является его встреча с Господом своим... Павел ощутил этот факт... во всей его непосредственности, во всем его решающем радикальном творчески- перерождающем значении, и притом с совершенно исключительной конкретностью, концентрацией и силой».

Преображение мира и жизни, Нью-Йорк, 1959; О жизни преизбыточествующей, Брюссель, 1966 (там же приведена биография Арсеньева и библиография его трудов до 1966). Ряд этюдов по библейским вопросам помещен Арсеньевым в его книгах: «Единый поток жизни», Брюссель, 1973, «О превозмогающем богатстве Божием и о Священном Писании», [Нью-Йорк, 1974].


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle