ЦАРСТВО БОЖИЕ, ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ
Значение выражения в общем смысле. Царство Божие.
В широком смысле царством Божьим можно назвать весь мир с Богом во главе, так как Бог, по слову Писания, – Царь всей земли, Царь народов, Царь царствующих и Господь господствующих Пс. 46:8. Иер.19:7. 1Тим.6:15..
В более узком осмыслении под царством Божьим понимается (возглавляемое Богом) царство, членами которого являются те, кто принимают Бога как Своего Господа и Владыку, стараются исполнять (исполняют) Его святую волю. Наконец, в особом смысле Царством Божьим или Небесным именуется Царство святых.Мф. 6, 10 . Ис. 64, 1. Мф. 4, 17. Иоан. 18, 36.
Царство небесное.
Это выражение встречается только у ев. Матфея и косвенно – в пророчестве Даниила о том не людьми, но «Богом небесным» созданном царстве, которое разрушит все земные и будет существовать вечно. Дан. 2, 34 и 44.
Следовательно, «небесное царство» значит то же, что «Царство Божие», только это выражение обращает наше внимание в особенности на то, что центр царства в небе (где Божий престол), и что оно приходит с неба. Ис. 64, 1. Мф. 4, 17. Иоан. 18, 36.
Царство Божие в Ветхом Завете. Израиль – Божий народ.
Господь избрал народ, который под Его особым водительством должен был стать хранителем веры в Единого и Истинного Бога. Исх. 19, 5.
На первых этапах существования Израильского народа по заключении Завета с Богом, это народ не имел над собою царей. Сам Бог управлял им посредством вождей (и священнослужителей). В дальнейшем многие израильские цари уклонялись от послушание воле Божьей и соблазняли своих подданных. В этот период Бог давал наставления народу через пророков. 1Цар. 10, 1. Иер. 7, 25.
Поскольку народ и его правители чем дальше, тем больше противились водительству Божию, то Бог положил конец сперва царству израильскому, а спустя полтора столетия и царству иудейскому (на которые по смерти царя Соломона распалось единое царство) (срвн. 4Цар. 17:7–23, 25:1–21). И после возвращения из вавилонского плена продолжалось подчинение еврейского народа чужим государствам.
Содержанием пророческой проповеди служило, помимо прочего, провозвестие о грядущем Мессии и Его Царстве. Иер. 33, 15. Мих. 4, 2. Соф. 3, 9. Ис. 11; Ис. 19:24. Нравственно возвышенные лица направляли свои ожидания на духовную сторону грядущего Царства. Лк. 1:74, 2:25, 23:50.
Царство Божие в Новом Завете.
Иоанн Креститель, в своей проповеди о приближении царства Божия и необходимости приготовления к вступлению в него через покаяние, возращаясь к мыслям древних пророков, указывал, что для этого необходим переворот в сердце и мыслях человека, отвращение от греха и устремление к Богу.
Более возвышенно учил о царствии Божием Господь Иисус Христос. В своей проповеди Он возвещал, что Сам Он – обетованный Мессия, что Он создаст Церковь Свою, в которую будут призваны все народы. Через приобщение к Церкви человек получит возможность нравственного преображения и единения с Богом, Его святыми, ближними. Церковь представляет собой царство, Главою которого является Господь. Это царство – не от мира сего. Ин.8:23. Ин.18:36. Путь в это Царство подразумевает веру в Единого Бога, веру во Христа как вочеловечившегося Сына Божьего, страдавшего и умершего ради спасения людей, воскресшего, вознесшегося на Небо и воссевшего одесную Отца. Мф. 10:32, 11:5, 12:28; 27 гл. Лк. 11, 21. Иоан. 8:12, 14:6.
В Нагорной проповеди (Мф. 5–7) Иисус сообщил о некоторых важных условиях принадлежности к царству Божию (срвн. особенно Заповеди блаженства), сводящихся к требованию праведности. Мф. 5:48, 6:33. Иоан. 3, 3 (подразумевающей глубокое внутреннее обновление – возрождение).
В притчах (Мф. 13) Он говорил о начале и росте царства Божия вплоть до времени Суда (притча о сети, ст. 47–50).
Своим торжественным въездом в Иерусалим (Мф. 21, 1), Своим объявлением перед синедрионом (Мф. 26, 63) и перед Пилатом (Иоан. 18, 37) Христос заявил о Себе, как о Царе. Мф. 28, 18.
В конце веков, учил Искупитель, Он явится во славе, отделит козлов от овец, после чего последние войдут навечно в Царство Славы. Мф.25:32–34.
Проповедь Апостолов о царстве Божием.
Так чаще всего определяется в Деяниях апостольских возвещение Апостолами царства Божия, напр. 8, 12; 19, 8; 28, 31 (Павел в Риме: «проповедывал царствие Божие и учил о Господе Иисусе Христе»).
В апостольской проповеди ясно звучит мысль о том, что царство Божие открыто для всех людей, через их обращение к Богу, веру в Иисуса Христа, как своего Спасителя. Деян. 2:39, 10:34. Гал. 3, 28. Понимаемое в этом значении царство Божие именуется, также, царством Христовым. Кол. 1, 13. Еф. 5, 5. Откр. 11, 15.
Прпинадлежность к царству определяется принадлежностью к Церкви, внутренним расположением сердца («праведность и мир и радость во Святом Духе» Рим. 14, 17).
В полноте Царство Божье откроется в конце времён. 1Кор. 15, 24. Откр. 21, 3.
Царство Божие означает:
Его верховное господство над всем. 1Пар. 29, 11. Пс. 21:29, 102:19, 144:13. Дан. 4, 3.
распространение Евангелия или царство Мессии. Мф. 3:2, 4:17, 6:33, 10:7, 12:28. Марк. 1:14, 15:43. Лк. 8:1, 11:20, 16:16, 19:11, 23:51. Деян. 20:25, 28:23.
царство благодати Божией в мире и в душе верных. Мф. 6:10, 13:31. Марк. 9, 1. Лк. 9:27, 17:20, 21. Рим. 14, 17; 1Кор. 4, 20.
Церковь, видимую на земле; всех тех, которые участвуют или будут участвовать в Царстве Божием. Мф. 5:19, 20, 13:24–30, 38, 13:47.
небо и блаженство вечное. Мф. 5:10, 20, 7:21, 8:11, 25:34, 26:29. Лк. 13:29, 22:16, 30. Иоан. 3:3, 5. Деян. 14, 22; 1Кор. 6:10, 15:50. Гал. 5, 21. Еф. 5, 5; 2Тим. 4, 18.
Царство Божие есть вечное. Пс. 144, 13. Дан. 2:44, 4:3, 7:18, 27.
Царство Божие не пища, и питье, но правда, мир и радость и проч. Рим. 14, 17.
Царство Божие не состоит в слове, но в силе. 1Кор. 4, 20.
Царство Божие есть близко. Мф. 3:2, 4:17.
Царство Божие есть внутри вас. Лк. 17, 21.
Чтобы войти в Царство Божие нужно:
родиться свыше. Иоан. 3, 3.
родиться водою и духом. Иоан. 3, 5.
сделаться, как малые дети. Мф. 18:3, 4. Марк. 10, 15. Лк. 18, 17.
уподобиться малым детям. Мф. 19, 14. Марк. 10:14, 15. Лк. 18, 16.
если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев, то вы не войдете в Царство Божие. Мф. 5, 20.
Царство Божие обещано:
нищим духом. Мф. 5, 3.
любящим Бога. Иак. 2, 5.
исполняющим волю Божию. Мф. 7, 21.
тем, которые терпят гонение за правду для Христа. Мф. 5, 10–12.
тем, которые уподобляются малым детям. Мф. 18:3, 19:14. Марк. 10, 14. Лк. 18, 16.
многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Деян. 14, 22; 2Кор. 4, 17; 2Фес. 1, 5.
необходимо всецелое самоотвержение, чтобы войти в Царство Божие. Марк. 9:43, 45, 47. Лк. 18, 26.
Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Мф. 11, 12. Лк. 16, 16.
никто, озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия. Лк. 9, 62.
блажен, кто будет вкушать хлеб в Царстве Божием. Лк. 14, 15.
Вход в Царство Божие будет запрещен:
лицемерам. Мф. 7, 21.
неправедным. 1Кор. 6, 9.
порочным и злым. 1Кор. 6, 10. Гал. 5, 21. Еф. 5, 5.
плоть и кровь не наследуют Царства Божия. 1Кор. 15, 50.
горе вам, закрывающим Царство Божие другим. Мф. 23, 13.
трудно богатому войти в Царство Божие. Мф. 19:23, 24. Марк. 10, 23–25. Лк. 18:24, 25.
мытари и грешники, на пути в Царство Божие, были впереди ряда иудейских первосвященников и старейшин . Мф. 21, 31.
кто будет больше в Царстве Божием? Мф. 18, 1–4. Лк. 9, 46–48.
самый малый в Царстве есть больше Иоанна Крестителя. Мф. 11, 11. Лк. 7, 28.
Бог призывает верных к Своему Царствию. 1Фес. 2, 12.
Верные:
избавлены от власти тьмы и введены в Царство Божие. Кол. 1, 13.
получат вход в Царство Божие. Дан. 7, 18. Мф. 25, 34. Лк. 12:32, 13:28; 2Тим. 4, 18.
будут светить подобно солнцу в Царстве. Дан. 12, 3. Мф. 13, 43.
будут со Христом в Царстве Божием. Мф. 26, 29. Марк. 14, 25. Лк. 22:30, 23:42. 43.
с востока и запада возлягут вместе с Авраамом и проч. в Царстве Божием. Мф. 8, 11. Лк. 13, 29.
покайтесь и обратитесь, потому что Царство Божие близко. Мф. 3:2, 4:17, 10:1. Марк. 1, 15. Лк. 10:9, 11.
ищите прежде Царства Божия и правды его, а все и проч. Мф. 6, 33. Лк. 12, 31. Иоан. 6, 27.
делайтесь твердыми в вашем звании и избрании, чтобы дан был вам свободный вход в Царство Божие. 2Петр. 1:10, 11.
будем хранить благодать, приемля Царство Божие непоколебимое. Евр. 12, 28.
Иисус Христос возвещал и проповедывал Евангелие Царства. Мф. 4:23, 9:35. Марк. 1, 14. Лк. 4:43, 8:1, 11:20. Деян. 1, 3.
тайны Царства Божия открыты апостолам. Мф. 13, 11. Марк. 4, 11. Лк. 8, 10.
Царство Божие возвещено и проповедано апостолами. Мф. 10, 7. Лк. 9:2, 60. Деян. 8:12, 19:8, 20:25, 28:23, 31.
Царство Божие отнято от иудеев и отдано язычникам. Мф. 21, 43 и Деян. 13, 46.
Царство Божие не придет явно. Лк. 17, 20.
молитесь о пришествии Царства Божия. Мф. 6, 10. Лук 11, 2.
Царство Божие подобно:
полю, поросшему пшеницею и плевелами. Мф. 13:24–30, 36–43.
зерну горчичному. Мф. 13:31, 32. Марк. 4, 30–32. Лк. 13:18, 19.
закваске теста. Мф. 13, 33. Лк. 13:20, 21.
сокровищу, скрытому на поле. Мф. 13, 44.
драгоценной жемчужине. Мф. 13:45, 46.
неводу, брошенному в море. Мф. 13, 47–50.
царю, требующему отчет от своих слуг. Мф. 18, 23–35.
царю, делающему брачный пир для сына своего. Мф. 22, 2–14.
хозяину, нанимающему работников. Мф. 20, 1–16.
десяти девам. Мф. 25, 1–13.
человеку, вверяющему свое имение слугам. Мф. 25, 14–30. Марк. 13, 34–37.
хлебу, растущему на поле. Марк. 1, 26–29.