ХРИСТОС – МЕССИЯ – ПОМАЗАННИК
(В нашу задачу не входит изложение библейского учения о Христе – для этого нужна целая книга; здесь могут быть даны лишь краткие определения понятий и указано применение этих последних).
Значение помазания:
Растительное масло (елей), считавшееся в древности укрепляющим и целительным средством, в среде еврейского народа использовалось и в религиозных целях. Религиозное помазание знаменовало посвящение помазуемого человека или вещи, предмета (для служения) Богу. Мф. 6:17, 25:3, 4. Пс. 22:5, 44:8 («елей радости»); Лк. 7, 46. Марк. 6, 13. Иак. 5, 14. Зах. 4. Помазание елеем использовалось в Израиле при посвящении того или иного человека на священническое, пророческое и царское служение ((помазание Аарона в священники); 1Цар. 9, 16 (помазание Саула в цари); 1Цар. 16 (помазание Давида); Исх. 30, 25 (помазание скинии собрания и всех ее принадлежностей)).
Во времена Ветхого Завета помазанниками могли называть тех, кто были помазаны на особое служение. 1Цар. 24, 7; 2Цар. 22, 51. Однако особое значени этому слову придавали в приложении к обетованному Спасителю. Ис. 2:2–5, 9:6, 11:3–10.
Христос.
Что Господь Иисус сознавал Себя предсказанным в Ветхом Завете Мессией ясно из наименований, какие Он давал Себе, говоря о цели Своего пришествия: «Сын Человеческий» и, одновременно, «Сын Божий». Мф. 11, 27, исповедание Петра (Мф. 16, 16 – «Ты – Христос, Сын Бога живаго») Он назвал откровением Божиим, а Себя Самого – ожидаемым Мессией. Иоан. 4:25, 9:35–37. Свой торжественный въезд в Иерусалим Он совершил соответственно пророчеству Захарии 9, 9, и объявил Себя Христом перед синедрионом (Мф. 26, 63), а перед Пилатом – Царем, пришедшим в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Иоан. 18, 37).
Христос, как подлинный Мессия, всецело соответствовал тому, что о Нём проповедовали вдохновленные Святым Духом пророки. Мф. 16:21, 20:28, 25:31. Лк. 24, 36. Иоан. 3:14, 11:12, 18:36.
Как Христос, Он подтвердил Свое Богосыновство, а Отец засвидетельствовал о Нем, как о Сыне Своем. Мф. 3:17, 17:5. Рим. 1, 4.
Так проповедывали о Нем и Его Апостолы, называя Его «Иисусом Христом». Деян. 2:36, 5:31.
Его Церковь называет себя по Его имени христианскою; к ней принадлежат все, исповедующие Его, как Христа, и молящиеся Ему, как своему Господу и Царю. Мф. 10, 32. Рим. 10, 9; 1Иоан. 4, 15; 1Кор. 1, 2.