ПРАВЕДНОСТЬ – СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Праведность есть совершенная безупречность поступков; справедливо то суждение, которое соответствует истине.

Праведность Божия.

Несмотря на то, что все действия Божии праведны, и не может быть иначе, Св. Писание все же постоянно с особенным ударением возвращается к этой истине, чтобы утвердить ее в сознании человека, вместе с благоговением и доверием к Богу.

Божия праведность вечна и непоколебима. Втор. 32, 4. Пс. 144:17, 110:3, 135:7, 118:142, 88:15.

Господь вступается за слабых и угнетенных. Ис. 41, 10. Пс. 9:9, 139:13.

Праведность Божия открывается:

в законе, который Бог дал Своему народу. Втор. 4, 8. Пс. 18:10, 110:3.

в Его судах. Откр. 16, 7. Пс. 95, 13. Ис. 59, 17. Деян. 17, 31. Иов. 34, 11. Рим. 2, 6.

Так как наряду с праведностью, Бог является Заступником бедных и угнетенных, то ясно, что праведность Божия неразлучна с милосердием и благостью, все вместе слагаясь на совершенство Божеского естества, как его вечные нормы. (Зах. 9, 9 – о Мессии).

В 1Иоан. 1, 9 сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» ... Ибо Его милосердие всегда принимает и прощает раскаивающихся – срвн. притч. о блудном сыне и Иез. 33, 19. Дан. 9, 16. Пс. 114,5.

Ап. Павел в особенности связывает весть о благодати Божией (Евангелие) с Его праведностью. Рим. 1: 17, 3:25, 26. Евангелие чудно открывает нам в крестной смерти Христа полную согласованность Божией справедливости с любовью: Всеправедный, Он побеждает зло мира любовью и восстанавливает нарушенное в нем равновесие, примиряя с Собою павшее человечество. Наша задача состоит в том, чтобы всецело уповать на Божию праведность и славить ее. Наше дело славить ее хвалою уст, а также смиренною покорностью, когда Он карает. Пс. 70:15, 144:7. Неем. 9, 33.

Сомнение в Божией справедливости отягчало уже не одно сердце. Причина в том, что нашему взору недоступен конец Божиих путей. Для полного доверия нужна твердая вера в благость Отца небесного. Не наше дело пытаться объяснять Его и оправдывать Его действия. Он найдет оправдание их в Свое время и Сам: Пс. 72. кн. Иова. Иер. 12, 1. Ис. 40, 27. Пс. 36:37, 42:5. срвн. Рим. 11, 33–36.

Праведность человека.

В глазах людей праведен тот, кто честен, правильно судит и, по человеческой мерке, правильно поступает; перед Богом праведен тот, кого Бог делает праведным.

Честность в обычном человеческом смысле высоко ценится и в Библии, в противовес всем видам человеческой испорченности. 1Цар. 24, 18; Пс. 14, 2; Притч. 2:20, 10:3, 1, 13:5, 14:34.

Различие Между праведными и неправедными в Библии выступает особенно ярко в том, что первые взирают на Бога и стараются исполнять Его волю; последние же не заботятся о Боге и Его заповедях: это – безбожники.

Это различие имеет значение и в очах Божиих, ибо Господь ценит старание жить богоугодно, хотя бы оно и не всегда достигало цели. Мал. 3, 18. Пс. 1:6, 7:10, 31: 11, 63:11, 96:11 и т. д. Ис. 3, 10. Деян. 10, 35. Примеры: «Ной был человек праведный» (Быт. 6, 9); Симеон «был муж праведный и благочестивый» (Лк. 2, 25); Корнилий (Деян. 10, 22) и т. д.

Эта праведность проявляется в том, что благочестивому дорога заповедь Божия, и он употребляет усилие, чтобы ее не нарушить, но исполнить, а в особенности старается оказывать ближнему милосердие, подобно как Бог оказывает его грешникам. Втор. 6, 25. Пс. 36:21, 26, 30. Притч. 21:15, 29:7. Мф. 9, 13.

Таких праведников Господь благословляет. Ис. 1, 19. Иер. 7, 23. Втор. 28. Пс. 96:11, 36:17, 25, 29, 33: 16. Притч. 3:33, 15:29, 10:3, 11:28, 18:10.

Удивляет в некоторых местах Библии собственная переоценка благочестивых. Но пророки выступают против нея, указывая на несовершенство всякого человеческого старания, и на необходимость Божественной помощи и для внутренней жизни. Пс. 7:9, 17:21, 24. Иов. 15: 14, 27:6, 31, 25:4. Ис. 45:24, 64:5. Дан. 9, 18.

У фарисеев восхваление собственной праведности дошло до наивысшей степени. Вот почему так резко осуждает их Господь Иисус, указывая Своим на то, что им нужна другая праведность, и что человеческое усилие не ведет к цели.

Лк. 18, 11. Мф. 5:20, 23 (обличительная речь против фарисеев и книжников); Мф. 5, 21. Толкование Иисусом закона и заключительные слова ст. 48: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Мф. 19, 25.

Однако уже в Ветхом Завете прокладывает себе дорогу сознание, что выше собственного усердия достигнуть праведности Бог ставит нечто другое, Ему благоугодное, а именно – веру, которая вполне Ему доверяется. Быт. 16, 5. Пс. 63, 11. Авв. 2, 4.

В Новом Завете открыто – как путь к праведности, которая имеет значение для Бога, – что Бог Сам делает человека праведным по милости Своей, через благодать.

Это Он совершил однажды – тем, что на основании примирения во Христе прощает верующему грехи, соединяет его с Собою, как помилованнаго, и принимает, как Свое дитя (срвн. притчу о блудном сыне). Рим. 3:23, 25–28. и гл. 4. Филип. 3, 8. Гал. 2, 16. Еф. 2, 8.

Раз приняв человека в общение с Собою, Бог заботится о том, чтобы он достигал праведности. 1Кор. 1, 30. Рим. 5:18, 6:22, 8:3. Филип. 1, 6, 10.

Комментарии для сайта Cackle