БРАК
Его установление и цель:
Быт. 1, 27. Мф. 19:4–5. Быт. 1, 28. Быт. 2, 18.
Законоположение о браке в Ветхом Завете:
Наряду с нормальным единобрачием – одноженством допущены без порицаиия и случаи многоженства – две, три жены и более: Авраам, Иаков, Давид: Быт. 16:2, 29:20; 1Цар. 18:27, 25:40, 43.
Запрещались браки с хананеянками (Исх. 34, 16) и близкими родственницами (Лев. 18, 6); однако Руфь, праматерь Давида, была моавитянка (Руф. 1, 4).
Развод разрешается мужу «если он нашел что-нибудь срамное в жене», но он должен отпустить ее не иначе, как с разводным письмом, т. е. с удостоверением об отказе от нея, на основании которого она получает право снова выйти замуж, Втор. 24:1, 2.
Прелюбодеяние карается смертью: Исх. 20, 13–14. Лев. 20, 10. Втор. 22, 22.
Законоположение о браке в Новом Завете:
Брак, как установление Божие, нерасторжим; развод допустим только в случае фактического нарушения супружеской верности. Мф. 5:31. 32, 19:6–9; 1Кор. 7, 39. Рим. 7, 2.
Христианский брак должен быть чистым в любви. Ефес. 5:22, 23, 25; Евр. 13, 4; 1Петр. 3, 7; 1Фес. 4, 3; 1Кор. 7, 13–14; Мф. 5, 28.
И Новый Завет видит в браке нормальное – ибо согласное с творческим планом Божиим – состояние человека; исключения должны иметь свою особою причину.
Не только Иисус (см. выше Мф. 19, 4 и т. д.), но и ап. Павел видит в браке явление нормальное: 1Тим. 2:15, 4:3–4; 1Тим. 5, 14.
Исключения имеют свою особою причину. Мф. 19, 12, (т. е. воздерживаются от брака, как ап. Павел, ради работы для Царства Небеснаго). 1Кор. 7, 26, (т. е. в безбрачии).
Его назначение:
благо человека. Быт. 2, 18.
размножение рода людского. Быт. 1:28, 9:1.
производство угодного Богу потомства. Мал. 2, 15.
предупреждение блуда. 1Кор. 7, 2.
Ожидание обетованного семени жены. Быт. 3:15, 4:1.
Признан законом. 1Кор. 7, 2, 28; 1Тим. 5, 14.
Почетен для всех. Евр. 13, 4.
Лишь в Господе должен был заключен. 1Кор. 7, 39.
Состоит в соединении обоих супругов. Мф. 19, 6.
Влечет за собою родство. 3Цар. 3,1.
Мужья берут себе жен. Исх. 2, 1.
Дочерей отдают за сыновей и сыновей за дочерей. Втор. 7, 3. Ездр. 9, 12.
Нерасторжим при жизни супругов. Мф. 19, 6. Рим. 7, 2–3; 1Кор. 7, 39.
Давнее происхождение многоженства. Быт. 4, 19.
В период патриархов происходили между близкими родственниками. Быт. 20:12, 24:24, 28:2.
Нередко заключались родителями брачущихся. Быт. 24:49–51, 34:6. 8.
Происходили с согласия родителей. Быт. 28, 8. Суд. 14, 2–3.
Согласие сторон есть непременное условие. Быт. 24, 57–58; 1Цар. 18:20, 25:41.
Родители иногда не соглашались на брак детей. Исх. 22, 17. Втор. 7, 3.
Евреям запрещены между близкими родственниками. Лев. 18, 6.
Не разрешались с язычниками. Втор. 7, 3–4. Нав. 23, 12. Ездр. 9, 11–12.
Нередко заключались с чужестранцами. 3Цар. 11, 1. Неем. 13, 23.
Евреи иногда впадали в многоженство. 3Цар. 11:1, 3.
Осторожность родителей в отношении брака их детей. Быт. 24:2–3, 28:1–2.
Предшествовала помолвка. Втор. 20, 7; Суд. 14, 5, 7; Мф. 1, 18.
Хорошо совершать в молодых годах. Притч. 2, 17; Иоил. 1, 8.
Нередко совершались внутри колен у евреев. Исх. 2, 1; Числ. 36, 6–13; Лк. 1, 5, 27.
Вдову брал обыкновенно брат умершего мужа, если брак был бездетен. Втор. 25, 5; Мф. 22, 24.
Позорным считалось не быть в браке Ис. 4, 1.
Поводом к скорби было безбрачие. Суд. 11, 38.
За безбрачие полагалось нередко взыскание. Иер. 7:34, 16:9, 25:10.
По жестокосердию евреев им разрешалось разводиться. Втор. 24, 1. Мф. 19, 7–8.
Вступившие в брак освобождались временно от немедленного выступления в поход. Втор. 20, 7.
Священники не должны вступать в брак с разведенными или нечистыми. Лев. 21, 7.
Первосвященник не должен вступать в брак со вдовою или разведенной. Лев. 21, 14.
Совершались браки при воротах и при свидетелях. Руфь 4, 1, 10–11.
Обряд сватовства. Быт. 24:3–4, 34:6, 8; 1Цар. 25, 39–40.
Старших дочерей выдавали замуж обычно ранее младших. Быт. 29, 26.
Приданое выдавалось родителям женщины до брака Быт. 29:18, 34:12; 1Цар. 18, 27–28; Ос. 3, 2.
Совершались браки с шумной радостью. Иер. 33, 11. Иоан. 3, 29.
Сопровождались празднествами. Быт. 29, 22. Суд. 14, 10. Мф. 22, 2–3. Иоан. 2, 1–10.
Празднество продолжалось семь дней. Суд. 14, 12.
Заключение сопровождалось благословением. Быт. 24, 60. Руф. 4, 11–12.
Невеста:
предварительно получала подарки. Быт. 24, 53.
к ней приставлялась прислужница. Быт. 24:59, 29:24, 29.
украшалась драгоценностями. Ис. 49:18, 61:10.
одевалась роскошно. Пс. 44, 13–14.
подруги окружали ее. Пс. 44, 15.
стояла по правую руку жениха. Пс. 44, 10.
приглашалась забыть дом отчий. Пс. 44, 11.
Жених:
украшался нарядами. Ис. 61, 10.
окружен был дружками. Суд. 14, 11. Иоан. 3, 29.
получал подарки. Пс. 44, 13.
увенчан был венками. Песн. 3, 11.
радовался невесте. Ис. 62, 5.
ночью возвращался с невестою в дом свой. Мф. 25, 1–6.
Гостям предлагалась праздничная одежда. Мф. 22, 12.
неверность среди обрученных наказывалась также, как и среди женатых. Втор. 22, 23–24. Мф. 1, 19.
В переносном смысле:
о союзе Бога с еврейским народом. Ис. 54, 53. Иер. 3, 14. Ос. 2, 19–20.
о союзе Христа с Церковью. Еф. 5, 23–24, 32.
брак установлен Богом. Быт. 2:18, 22–24. Мф. 19, 4–6. Марк. 10, 6–9. Еф. 5, 31.
брак законен для всех христиан. 1Кор. 7:2, 28, 9:5; 1Тим. 5, 14.
брак должен быть честен у всех христиан. Евр. 13, 4.
брак иногда необходим. 1Кор. 7:2, 9; 1Тим. 5, 14.
не все способны к браку Мф. 19,10–12; 1Кор. 7, 8.
обязанности брака Еф. 5, 28.
мысли ап. Павла о браке 1Кор. 7, 25–40.
брак не расторжим до смерти одного из супругов. Мф. 19, 6. Марк. 10, 9. Рим. 7:2, 3; 1Кор. 7:10, 11, 39.
позволительно ли разводиться мужу со своею женою? Мф. 19, 3; Марк. 10, 2.
развод допускался законом Моисеевым. Втор. 24, 1; Иер. 3, 1; Мф. 5:31, 19:7. Марк. 10, 4.
причина этого допущения. Мф. 19, 8; Марк. 10, 5.
закон развода. Мал. 2, 14–16; Мф. 5:32, 19:32. Марк. 10:11. 12. Лк. 16, 18; Рим. 7, 3; 1Кор. 7:10, 11, 39.
не должен быть заключаем верными с неверными. Втор. 7, 3. Нав. 23, 12. Ездр. 10, 10; Неем. 13, 27; 1Кор. 7, 39.
брак есть прообраз единения Христа с Его Церковью. Ис. 62, 5. Иер. 3, 14. Еф. 5, 23–32. Откр. 19:7, 21:2, 9.
брак не будет существовать на небе. Мф. 22, 30. Марк. 12, 25. Лк. 20, 35.
запрещение брака составляет один из признаков отступничества от веры. 1Тим. 4, 3.