МИЛОСТЬ
Милость есть свободное, незаслуженное благоволение, оказываемое лицом, высшим по своему положению, тому, кто ниже его, в отмене-ли наказания, или в прощении долга и т. под. См. притчу о должниках. Мф. 18, 23. В применении к Богу. Милость Божия есть Его великая любовь, которою Он возлюбил людей без всякой их заслуги, без каких-либо их достоинств, причем Его действия ничем не ограничены и часто непостижимы. Исх. 33, 19.
В Ветхом Завете.
Здесь Бог оказывает Свою особенную милость не только отдельным людям (Ною – Быт. 6, 8; Моисею – Исх. 33, 12; Давиду 2Цар. 15, 25) но прежде всего народу Израильскому, избрав его для особой цели и милуя его, несмотря на его неверность и тяжкие грехи. Втор. 7:7, 32:8; Ис. 63, 7; Исх. 34, 6; 1Цар. 12, 20, 22.
Бог неоднократно повторяет обетование Своей милости этому народу, и он имеет право обращаться к ней особенно в случаях нарушения грехом общения с Богом. Числ. 6, 25 – в формуле первосвященнического благословения (являющагося, собственно, не пожеланием, но повторением обетования); Ис. 54, 8, 10; Ос. 2, 21; Ис. 55, 3; Иер. 31, 34; Пс. 50:3, 55:2, 56:2, 66:2, 129:7 и т. д.
Поэтому так часто восхваляется милость Божия. Пс. 88, 2 – срвн. Пс. 91, 2 ... Пс. 102, 1, 4.
В Новом Завете.
Милость Божия проявилась самым возвышенным образом в ниспослании Сына Его, следовательно – она открывается нам, людям, в Личности. Иоан. 1, 14, 17; Тит. 2, 11; Рим. 5, 15; 2Кор. 8, 9.
Особым, ни с чем не сравнимым проявлением этой милости является самопожертвование Сына Божия для нашего примирения с Богом – Его крестный подвиг на Голгофе, определенный Богом прежде создания мира. Рим. 3, 24. Еф. 1:7, 2:5–9. Тит. 3, 7.
Эта милость Божия в настоящем периоде истории человечества выражается благодатными дарами примиренной с Богом Церкви Иисуса и отдельным ее членам, – дарами так богатыми, что они перевешивают всякое страдание. Еф. 4, 7; 1Петр. 4, 10; Иоан. 1, 16; 1Кор. 15, 10; Евр. 13, 9; 2Кор. 12, 9.
Бог одаряет Своими дарами отдельных чад Своих по Своему соизволению. Получившие их должны усердно заботиться о том,
чтобы пребывать во благодати и возрастать в ней, распоряжаясь дарованным, как верные домоправители, и остерегаясь отпадения от благодати. Гал. 1:15, 5:4; Деян. 13, 43; Мф. 13, 12; 2Петр. 3, 18; Евр. 12, 15; Откр. 2, 5.