ДУХ
Дух человека.
От видимаго, телесного облика человека невидимый, духовный облик его отличается тем, что он есть самая сущность и, в то же время, жизненное начало человека. В нем две ступени: низшая, общая с животным (чувствование, волевые побуждения и способность сочетания идей), и высшая, духовная сущность с самостоятельным суждением, самосознанием и способностью размышлят о себе, давать себе отчет в своем внутреннем состоянии и направлять свои действия, принимая за них ответственность.
Эта духовная сущность определяется в Св. Писании (как в древнееврейском, так равно в греческом тексте) словом, обозначающим, собственно, «дуновение» или «дыхание» (также «ветер»), и выражающим понятие о чем-то невидимом, но живом. Эта истинная сущность человека внедрена в него Богом, вечносущим невидимым Духом, и покидает тело человека при смерти. Быт. 2, 7. Ис. 42, 5. Еккл. 12, 7. Пс. 145, 4. Деян. 7, 58. Лк. 8, 55.
Низшая и высшая ступени во внутренней жизни человека не всегда резко разграничены, так же как их обозначения «душа» и «дух», нередко переходя одно в другое, почти как синонимы. Однако первоначальное назначение высшей ступени состояло в том, чтоб управлять низшею и телом; это взаимоотношение нарушено грехом: Лк. 1, 46; 1Фес. 5, 22; но Евр. 4, 12. Иуд.1, 19, где дословно значится: душевные, не имеющие духа. Рим. 8, 3.
Способности духа:
Сила суждения и самосознание: Пс. 76, 7; 1Кор. 2, 11.
Способность отличать добро от зла и делать выбор, соглашаясь с тем или другим. У Ис. 7, 15 пророк говорит о том времени, когда дитя «приобретает знание отвергать злое и избирать доброе». Пс. 50, 5. Рим. 7, 25.
Прежде всего дух человеческий способен, благодаря своему происхождению, возвышаться над видимым миром и стремиться к невидимому Богу. Ис. 26, 9. Пс. 41, 3.
Дух Божий.
Бог есть Дух Вечносущий, являющийся Первопричиной и Творцом всего живущаго: Иоан. 4, 24; Пс. 101:28, 89:1, 2. Быт. 1, 2; Пс. 32:6, 103:30; Ис. 42, 5; Иов. 33, 4. Деян. 17, 25.
Дух Божий проявляется больше всего в людях, которых делает Своими орудиями, либо временно для определенной цели, либо надолго для особого служения: Иов. 32, 8; Числ. 27, 38; 1Цар. 16, 13 (после того, как Самуил помазал Давида в цари); 1Цар. 10, 10 (временное действие Духа Божия).
Судьи Израиля также получали Духа Божия (Суд. 3, 10 – Гофониил; Суд. 6, 34 – Гедеон; Суд. 11, 29 – Иеффай и др.); но больше всех – пророки (Ис. 59, 21. Иез. 11, 5. Мих. 3, 8 и др.) и составители Св. Писаний (2Петр. 1, 21).
Божий план имеет в виду подготовить человечество к тому, чтобы все исполнились Духом Бога и стали, через это сродными Ему по существу детьми Его. Рим. 8, 14.
Это уже предсказано в Ветхом завете: Иез. 36, 26. Ис. 44, 3. Иоил. 3:1.
Бог осуществляет Свой план через ниспослание на землю Сына Своего, Который, в вечном духовном общении с Отцом, есть одно с Ним. Иоан. 10, 30; 2Кор. 3, 17. Через искупительный подвиг Иисуса Духу Божию (святому Духу) открыт путь в сердца людей, верующих в Иисуса, как своего Спасителя. Господь Иисус прежде всего обещал Духа Святого Своим ученикам и ниспослал Его в день Пятидесятницы. Мф. 3, 11. Ис. 11, 2. Иоан. 3, 34. Лк. 4:18, 24:49. Иоан. 14, 16, 23. (Вместо «Утешителя» следовало бы перевести «Помощника»: пока с ними был Иисус, Он был их Божественным помощником; теперь Дух Святый в их сердцах должен являть им Отца и Сына) Иоан. 16, 7. Деян. 2.
Дух обновляет внутреннего человека.
Он есть самоотдача Божия, и отныне – таинственная сокровенная жизнь детей Божиих. Иоан. 3, 5; 2Кор. 5, 17; Иоан. 3, 8; Кол. 3, 3; Иоан. 14, 17; 1Кор. 2, 14; Иоан. 6, 63.
Дух есть свободный дар Божий; он может быть получен через покаянное с верою обращение к Иисусу, как к дарованному нам Богом Спасителю, с сердечною просьбой, на основании возвещенного нам слова (что и знаменует собою крещение). Еф. 2, 4; Деян. 2, 38; Тит. 3, 5; Еф. 1, 13; Деян. 19:4–6, 10:44; Гал. 3, 2; Лк. 11, 13; Деян. 8, 15–19.
Влияния Духа изображены внешними явлениями, сопровождавшими Его сошествие на учеников в день Пятидесятницы: огнем и вихрем (огонь светит и греет, но и сжигает; вихрь – признак огромной увлекающей силы).
В первое время христианства, кроме Апостолов, и отдельные члены церкви бывали одаряемы необычайными духовными способностями, впоследствии отнятыми (дар пророчества, исцеления больных, владение разными языками) 1Кор. 12 и 1Кор. 14.
Среди обычных в то время духовных даров следует прежде всего назвать внутреннее озарение, благодаря которому человек учится познавать Бога, Иисуса и засвидетельствованную Им Божественную истину. Иоан. 16, 8–11, 13; 1Кор. 2:10, 12:3; Еф. 1, 17.
Дух производит в то же время очищение и освящение сердца в любви; человек учится творить волю Божию внутренним к этому побуждением и уже не связан внешним законом: Гал. 5, 16; Рим. 8:2, 4:10, 5:5. – Другие плоды Духа см. Гал. 5, 22; 2Тим. 1, 7; Гал. 5, 18; 2Кор. 3, 17; Рим. 7, 6.
Дух направляет стремления и мысли в высь и укрепляет сердце в надежде. Еф. 1, 13; 2Кор. 1, 22; Рим. 8:11, 15:13.
Итак Дух является живою связью, соединяющею нас с Богом и скрепляющею Церковь Божию в мире: Еф. 2:18, 4:3. Филип. 2, 1 и 2Кор. 13, 13.
Насколько славен и неизмеримо велик дар Святого Духа, настолько велика вина того, кто противится действующему в нем Духу или даже восстает против Него с хулою: 1Фес. 4, 8. Деян. 7, 51. Мф. 12, 32. Деян. 5, 3. (Анания и Сапфира.) Евр. 6, 4.
Если в Откр. 1, 4 говорится о семи духах, находящихся пред престолом Божиим, или в 1Кор. 14, 32 – о «духах» пророческих, то это не значит, что Дух Божий разделился: множественность указывает лишь на разнообразие действий и даров Духа; но Дух один и тот же, производящий все во всех. 1Кор. 12, 4.