Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Гад

Гад («счастье», «счастливая судьба»):

1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Быт. 30:10–13. Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт. 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Быт. 49:19; ср. Втор 33 и след.);

2) потомки Г., сына Иакова, колено Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Числ. 1:25; Числ. 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Числ. 2:10–16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере – с уделом полуколена Манассии (Числ. 32:1–5; Втор. 3:12.16–29; Нав. 13:4–28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Нав.21 и след.).

Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязательство оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Числ. 32:16–33; Нав. 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Нав. 22:1–6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидетельство их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Нав. 22:10–34).

На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. Возможно, колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Суд. 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1Пар. 5:10.18–22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1Пар. 12:8–15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2Цар 2 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2Цар. 17:24.27–29).

Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, которые вели цари Ахав и Иорам (3Цар. 22:29; 4Цар. 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4Цар. 9:1–6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4Цар 10 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р.Х. (1Пар. 5:11–17). В 30-х гг. того же века ассир. царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4Цар. 15:29; 1Пар. 5:26), из которого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер. 49:1).

Согл. пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иез. 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откр. 7:5);

3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1Цар. 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте которого позднее Соломон должен был построить храм (2Цар. 24:11–19; 1Пар. 21:9–19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2Пар. 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, который находился недалеко от Хеврона;

4) языч. бог счастья, имя которого, наряду с именем Мени, встречается в Ис. 65 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Нав. 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Нав. 15:37). ⇒ ГаддийГаддиилАзгад.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle