Вознесение
I 1) уже в ВЗ рассказывается о таких событиях, как В. Еноха (Быт. 5:24) и В. Илии на огненной колеснице (4Цар. 2:11). Бог непосредств. образом взял к Себе этих ветхозаветных свидетелей;
2) В. же Иисуса отличается от ветхозаветных тем, что оно явилось вознаграждением за совершенное Им примирение и свидетельствует о полноте Его победы. Его, унизившего Себя и ставшего послушным до «смерти крестной», Бог превознес и дал Ему имя «выше всякого имени» (Флп. 2:8; ср. Еф. 1:21). Добровольное послушание Иисуса, Его осознанное унижение и принятие награды за Свои деяния передает активная форма греч. глагола в Евр. 1:3: «воссел одесную (престола) величия на высоте». В. – это деяние как Отца (Деян. 1:9: «Он был поднят», цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), так и Сына (Лк. 24:51).
II. 1) через 40 дней после Своего воскресения Иисус Христос вознесся на небо. Матфей и Иоанн не упоминают об этом факте, а Марк говорит о нем очень кратко; Лука сообщает о В. дважды: в конце своего Евангелия и в начале Деяний апостолов. Перед В. Иисус собрал Своих учеников на горе Елеонской (Масличной) и дал им поручение свидетельствовать о Нем «до края земли», после чего у них на глазах был взят в облаке на небо. Два ангела сообщили обетование о Его Втором пришествии, и обрадованные ученики вернулись в Иерусалим. Там они единодушно восхваляли Бога и ждали проявления Его силы свыше (Лк. 24:50–53; Деян. 1:4–12). Т.о., В. стало знаком окончания деяний Иисуса на земле;
2) кроме непосредств. сообщений о В., в НЗ содержится множество прямых и косвенных упоминаний об этом событии. Иисус Сам предсказал его (Мф. 26:64). Он неоднократно намекает на В. в Своих беседах с учениками (Ин. 6:62; Ин. 13:3.33; Ин. 14:28). Петр упоминает о В. непосредств. после излияния Св. Духа (Деян. 2:33; Деян. 3:21; Деян. 5:31). Стефан видит «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55). О В. Иисуса говорит в своих посланиях и Павел (Еф. 4:8–10; 1Тим. 3:16; Евр. 4:14; Евр. 6:19). свидетельства о В. проходят через весь НЗ, вплоть до заключит. книги Писания (Откр. 1:13; Откр. 5:6; Откр. 14:14; Откр. 19:11–16). В. принадлежит особое место в жизни Иисуса, в церк. вере и в апостольской проповеди; оно четко отделено от воскресения.