Венец, диадема
I. 1) В. (2Цар. 1:10; 4Цар. 11:12) – знак цар. власти и величия (Пс. 20:4; Пс. 88:40; Пс. 131:18; Иер. 13:18; Иез. 21:26). В Палестине это был, как правило, надеваемый на лоб ⇒ царя полукруглый обруч, часто украш. узором, а иногда и драг. камнями (2Цар. 12:30; Зах. 9:16). (Егип. царский В.; ассир. цар. В.) В. перс. ⇒ царицы упомянут в Есф. 1:11; Есф. 2:17. В. украшали также головы истуканов (2Цар. 12:30; 1Пар. 20:2). ⇒ Украшение (II,9);
2) в метафорич. значении В. – это то, что украшает и придает достоинство: слава (Иов. 19:9), мудрость (Притч. 4:9), добродет. жена (Притч. 12:4), седина (Притч. 16:31). Бог венчает благочестивого человека милостью и щедростью (Пс. 102:4);
3) «диадема святыни» (Исх. 29:6; Исх. 39:30) – это золотой полуобруч, который носит на голове первосвященник;
4) под «диадемами» в Откр. 12:3; Откр. 13:1; Откр. 19подразумеваются цар. короны;
5) греч. слово стефанос (в Синод. пер. – «венец») означает венок из листьев – натур. или металлич. (Откр. 4:4; Откр. 14:14), который вручался победителю в состязаниях (1Кор. 9:25), а также венчал головы победоносных полководцев. Таким В. победителя, как почетным знаком, Господь отметит в день Своего Второго пришествия тех, кто достойно прошел свой земной путь (1Кор. 9:25; 2Тим. 4:8; 1Петр. 5:4; Иак. 1:12; Откр. 2:10; Откр. 3:11);
6) терновый венец ⇒ Терние.
II. При изготовлении ковчега завета было предписано сделать наверху вокруг него золотой венец (Исх. 25:11). Такие же венцы были предусмотрены как обрамление стола для хлебов приношения и жертвенника для приношения курений (Исх. 30:3). Это обрамление, служа украшением, имело и практическое назначение. У ковчега завета венец препятствовал соскальзыванию на сторону крышки, покоившейся на четырёх боковых стенках.