Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Эдомитяне, идумеи

Эдомитяне, идумеи, потомки Исава (Быт. 36:1–19), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир (Быт. 32:3; Быт. 36:6–8). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев (Быт. 14:6; Быт. 36:20–30; Втор. 2:12.22). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей (Быт. 36:31–39). Последний из царей Эдома, год смерти которого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее (3Цар. 11:14) речь идет уже о цар. династии.

Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома (Числ. 20:14–21; Втор. 2:4–8; Суд. 11:17). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне (Втор. 23:8–9), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул (1Цар. 14:47); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама (Числ. 24:18). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. (2Цар. 8:13–18; 1Пар. 18:12–17). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население (3Цар. 11:15–22), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет.

После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона (3Цар. 11:14–22.25), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере (3Цар. 9:26–28) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строительство кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник (3Цар. 22:47–50), который в 4Цар. 3 назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) (4Цар. 3:4–27). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре (2Пар. 20:1.10.23).

Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость (4Цар. 8:20–22; 2Пар. 21:8–10). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, которую он переименовал в Иокфеил («Оплот Бога»). Но то обстоятельство, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний (4Цар. 14:7; 2Пар. 25:11–14). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба (4Цар. 14:22; 2Пар. 26:2). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их (2Пар. 28:17). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами (4Цар. 16:6).

При ассир. царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих гос-в в союзе с Ашдодом (Азотом), которое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться.

Во времена Навуходоносора в Эдоме жил царь (Иер. 27:3), который, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность (Пс. 136:7; Ис. 63:1–4; Иер. 49:7–22; Плач. 4:21–22; Иез. 35:5.15; Иез. 36:5; Авд. 1:10–14).

По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного проживания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как ⇒ Идумея, а сами Э. – идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем которой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены.

Данные об идолопоклонстве эдомитян (2Пар. 25:14–16.20), участие в котором привело к гибели Амасию, были подтверждены и дополнены результатами раскопок капища в ⇒ Петре. Вблизи Восоры были найдены глиняные фигурки богини плодородия. Из личных имен эдомитских божеств исследователям удалось установить имя бога Коса. О разумности и мудрости Э. упоминается в Иер. 49 и в Авд. 1:18. Полагают, что речи одного из друзей Иова, Елифаза Феманитянина (Иов. 2:11; Феман – эдомитский город), вобрали в себя мудрость эдомитян.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle