Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Бедность, бедный, попечительство о бедных

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Б. рассматривается не как идеал, а как зло, чаще всего как следствие греха (Притч. 6:9–11; Притч. 10:4; Притч. 21 и др.). Идеал же представлен в просьбе Агура: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30 и след.). Хотя Божьи обетования праотцам (Быт 13 и след.; Быт. 26:3; Быт 28 и след.) включают обилие материальных благ, Библия утверждает, что Б. посылается Богом (1Цар. 2:7), а бедные стали таковыми по воле Бога (Притч. 17:5; Притч. 22:2). Поэтому в Законе, данном через Моисея народу израил., Господь берет бедных под Свою защиту. Так, Он запрещает нарушать права бедных (Исх. 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих братьев (Втор. 15:11; ср. также установления, относящиеся к ⇒ субботнему году, и такие, как в Лев 19 и след.; Лев. 23:22; Втор 23:25 и след.; Втор. 24:19–21). Даже в предписаниях, касающихся жертвоприношений, учитывались скромные возможности бедных (ср. Лев. 1:14–17; Лев. 12:8; Лев. 14:21; Лев. 27:8).

В книге Второзаконие содержится особенно много установлений, относящихся к нуждающимся в помощи, т.е. вдовам и сиротам, чужеземцам и бедным. Но израильтяне не придерживались этих предписаний. В результате отхода израил. общества от патриарх. устоев, особенно ускорившегося во времена Давида и Соломона, а также с появлением урбанистич. культуры возникли противоречия между богатыми и бедными. С особенно острым осуждением богачей-эксплуататоров наряду с прочими пророками от имени Господа выступают Амос, Исаия и Иеремия (Ис. 5:8; Иер 34 и след.; Ам. 2:6; Ам 3 и след.; Ам. 4:1; Ам. 5:11). Поскольку не по закону приобретенное богатство не считается знаком Божьего благословения, а зависимость от Божьей поддержки приближает бедных к Господу (т.к. в человеч. дружбе принимается во внимание имущ. положение – Притч. 14:20; Притч. 19:4.7), Б. зачастую становится признаком человека благочестивого (Пс 9 и след.; Притч. 19:1.22; Притч. 28:6) и праведного, которому дано обетование полного утешения и воздаяния за лишения, переносимые на земле ради Господа (Пс. 36:1; Пс. 71:1; Ис. 29:19).

В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Таков же взгляд на бедных и в НЗ. На примерах и в притчах здесь показано, как близки бедные к Царству Небесному (Мф. 11:5; Мк 12 и след.; Лк. 14:13; Лк 16 и след.). При этом, однако, в НЗ возникает и понятие Б. не материальной, а Б. как простоты, смирения, уничижения. Иисус восхваляет таких бедных как праведников (Мф. 5:3 «блаженны нищие духом»). Тем не менее, Христос не забывает и о материальной нужде бедных (Ин. 13:29), и НЗ призывает всячески о них заботиться.

Верующие древней Церкви продавали свое имущество и передавали деньги апостолам для раздачи бедным. Т.о. они осуществляли своего рода социальное обеспечение бедных (Деян 2:44 и след.; Деян 4 и след., ср. ⇒ Анания), ставшее необходимым и потому, что некоторые члены молодой христ. общины потеряли работу, поддержку своих семей и были исключены из сферы иуд. благотворительности. Некоторые христиане переселились из Галилеи в Иерусалим, где они остались без средств к существованию. Когда обойденными оказались вдовы грекоязычных христиан (Деян 6 и след.), церковь избрала семерых своих членов, чтобы осуществляли благотворительное служение внутри самой общины (и по-прежнему проповедовали Евангелие; Деян. 6–8). Данное служение было поручено людям, исполненным Св. Духа и мудрости, хорошо зарекомендовавшим себя, что говорит о том, как серьезно относились в первонач. церкви к подобной работе.

Павел также всегда старался обеспечить бедных иерусалимской церкви за счет пожертвований, собиравшихся в общинах христиан, обращ. из язычников. Призывая верующих коринфской общины к пожертвованиям для церкви в Иерусалиме, он приводит в пример македонцев (2Кор. 8:1–5), поощряет коринфян указанием на их добродетель и ссылается на Иисуса (Который обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой – 2Кор. 8:9; см. далее Рим. 15:26; Гал. 2:10; Иак 2 и след.). Трудно ответить на вопрос, признает ли НЗ за материально бедными известное духовное превосходство. В Библии есть ряд мест, которые, видимо, позволяют ответить на этот вопрос утвердительно (Мф 19 и след.; Лк. 1:53; Лк. 6:24; Лк. 12:16–21; Лк 16 и след., особенно ст. 25; Лк. 18:23; 1Тим. 6:17). При этом следует выяснить, не подразумеваются ли под богатыми те, кто злоупотребляет своим богатством, чтобы подавлять бедных и нуждающихся (Иак. 5:1–6). Однако в указ. местах Библии не проводится такого разграничения. С другой стороны, НЗ не осуждает богатство как таковое. ⇒ Богатство.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle