Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Целомудрие, целомудренный, чистота

I. Под Ц. в Библии подразумеваются цельность характера и чистота движущих мотивов, искренность помыслов и чувств, а в более узком смысле – основанное на этом ограничение плотских влечений, прежде всего в половой жизни. ВЗ, говоря об этом (Быт. 39:7–12; Лев. 20:10–23; Иов. 31:1), нигде не употребляет слово «Ц.», а говорит лишь о чистоте (Пс. 50:12). Слова «целомудрие» и «целомудренный» появились только в НЗ как перевод различных греч. слов.

II. Греч. слова гагнос, гагнотэс, гагнидзо и гагнейа означают прежде всего нравств. чистоту, честность и непорочность (2Кор. 6:6; Флп. 4:8; 1Тим. 4:12; 1Тим. 5:2.22; Тит. 2:5; 1Петр. 1:22; 1Петр. 3:2; 1Ин. 3:3; Иак. 3:17; Иак. 4:8). Вместе с тем слово гагнидзо может означать и культовую чистоту в ее ветхозаветном понимании (Ин. 11:55; Деян. 21:24.26; Деян. 24:18).

III. В противоположность греч. философии (в русле которой в новозаветную эпоху зародился гностицизм; см. Кол. 2:21–23), рассматривавшей тело как тюрьму для души и любовное влечение как порок, Библия свидетельствует о том, что в плотской любви открываются мудрость и сила Творца (Иов. 10:8; Пс. 138:14), и человек должен принимать ее с благодарностью (Екк. 9:9; 1Тим. 4:3–5). Правда, он должен и здесь подчиняться Божьему слову и Его заповедям. Рядом с дарованным во Христе спасением больше нет места для аскезы, имеющей целью оправдаться собств. заслугами (Гал. 5:4).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle