Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Хеттеи

Хеттеи (в совр. литературе – хетты).

I. В Быт. 10Хет, от которого произошли Х., назван сыном Ханаана и внуком Хама. Х. неоднократно упоминаются среди жителей земли Ханаанской (Быт. 23:1; Быт. 25:9; Исх. 3:8; Числ. 13:30; Нав. 3:10; Нав. 9:1). В Нав. 1говорится о «всей земле Хеттеев». Из 1Цар. 26следует, что во время бегства Давида от Саула среди людей Давида находился хеттеянин ⇒ Ахимелех. Известен и ⇒ Урия Хеттеянин, муж Вирсавии (2Цар. 11). В 3Цар. 10:29; 4Цар. 7:6 говорится о «царях Хеттейских». Из 3Цар. 11 известно о хеттеянках, живших в гареме Соломона. Х. упоминаются также в ассир. и вавил. текстах. На аккад. языке их называли хатти, а на евр. – хиттим.

Значит. больше узнать о хеттах помогли раскопки археолога Х.Винклера, провед. им в 1906–1907 гг. в Богазкёе, в 150 км вост. Анкары. В древней Хаттусе, столице царства Х. в Малой Азии, был обнаружен архив, содержащий прим. 20 тыс. глиняных табличек. Однако, несмотря на эти открытия, остается нерешенным вопрос об отношении библ. Х., жителей Ханаана, к Х. Малой Азии. Наиболее приемлемой представляется версия, что ханаанские Х. принадлежали к группе народов, имевших общее название «хетты». В частности, исследователи установили интересный факт: ни по языку, ни по происхождению Х. не составляли единого целого. В Малой Азии из местного населения неизвестной этнич. принадлежности выделяется группа племен индоевроп. происхождения. К ним относятся лувийцы и неситы, из которых в Cреднем и Новом хеттских царствах образовался правящий класс.

II. ЯЗЫК. Среди надписей на глиняных табличках, найденных в Богазкёе, были и тексты на хеттском языке – родном языке представителей этого правящего класса. Хеттский язык включал в себя лексику разных языков индоевроп. происхождения с элементами малоазийских языков. Клинопись, которой были записаны тексты, называют неситской; ученым удалось ее расшифровать, так же, как и хеттские иероглифы.

III. 1) ИСТОРИЯ Х. прослеживается прим. с 3000 г. до Р.Х. В начальный период хеттской истории существовало множество мелких городов-государств, во главе которых стояли цари. Прим. с 2000 г. до Р.Х. (к этому времени относятся т.наз. каппадокийские глиняные таблички, 3 тыс. которых было найдено при раскопках в Малой Азии) здесь появляются поселения ассир. торговцев. Поселенцы поддерживали связи с родиной и находились под ее защитой. Вторжение неситов вынудило ассирийцев вернуться на родину. Прим. в 1600 г. до Р.Х. власть неситов распространилась и на сев. часть Сирии. Возникло Среднее царство Х. При царе Мурсилисе I, ок. 1560 г. до Р.Х., неситы положили конец аморрейской династии в Вавилоне (⇒ Вавилония). Ученые не располагают сведениями о последующем периоде истории Х., что объясняется завоеванием Малой Азии другими народами, в частности хурритами (библ. хорреями);

2) к концу XVI в. до Р.Х. хетты восстановили мощь своего государства, расцвет которого пришелся на время существования Новохеттского царства (1500–1200 гг. до Р.Х.). Началась борьба с Египтом за власть над всем Ближним Востоком. Известно, что в 1296 г. до Р.Х. произошла битва при Кадеше (на р. Оронт) между египтянами, под командованием фараона Рамсеса II, и Х., возглавляемыми царем Муваталлисом. В этом сражении войско Рамсеса оказалось на грани полного разгрома (⇒ Египет). Около 1284 г. до Р.Х. между Египтом и Хеттской державой был заключен «вечный договор» (пакт о ненападении). Около 1200 г. до Р.Х. хеттская столица Хаттуса была разрушена, вероятно, «народами моря», нашествие которых с трудом отражал и Рамсес III. С 1200 по 717 гг. до Р.Х. на севере Сирии продолжали существовать различные государства Х. Одним из наиб. известных было царство Каркемиш (библ. Кархемис) на Евфрате, которое в 717 г. до Р.Х. завоевали ассирийцы.

IV. Х. поклонялись множеству богов: сами Х. говорят о тысяче своих богов. Наиб. почитаемой была богиня солнца, которой поклонялись жители города Аринны. Из богов наиб. влиятельным был бог молнии и грома Тешшуб. У Х. существовало множество магич. обрядов, они широко практиковали заклинания и колдовские приёмы. Особо следует упомянуть найденные в Богазкёе тексты законов, имеющих общие моменты с Законом Моисея (⇒ Авраам, VI).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle